Психология уверенности в себе

Проблему уверенности в себе, доверия к себе и к своим способностям можно обнаружить практически в любой психологической теории, так или иначе касающейся психологии личности. То, что люди различаются по степени уверенности в себе, совершенно очевидно. Понятие «уверенность» присутствует в большинстве языков мира, в некоторых даже встречается несколько слов для обозначения этого качества личности. Однако как психологическое понятие «уверенность в себе» (английское assertiveness, немецкое Selbstsicherheit) появилась в учебниках психологии сравнительно недавно в связи с задачами психологической коррекции и психотерапии. Экспериментальному психологическому изучению уверенности в себе предшествовала практика «тренинга уверенности» в клиниках неврозов и в обычных больницах. Этот факт указывает на источник интереса психологов к проблемам уверенности. Практические психологи и психотерапевты в ходе своей работы обнаружили, что большинство невротических больных и большая часть обычных больных (особенно с сердечно-сосудистой патологией) в той или иной степени страдают от скованности, одиночества, от неуверенности в себе и своем будущем.
Причиной неуверенности может быть преобладание процессов торможения над процессами возбуждения, приводящее к формированию «тормозной» личности, неспособной к открытому и спонтанному выражению своих чувств, желаний и потребностей, ограниченной в самореализации и испытывающей вследствие этого затруднения в контактах с другими людьми.

Характеристика здоровой, уверенной в себе личности.
1. Эмоциональность речи, что соответствует открытому, спонтанному и подлинному выражению в речи всех испытываемых чувств. Уверенный человек чувства «называет своими именами» и не заставляет партнера (партнеров) по разговору догадываться, что же именно за чувство стоит за его словами. Это тем более важно, что партнер, скорее всего, поглощен своими собственными чувствами, и будет реагировать скорее на контекст беседы. Во-вторых, чувства уверенный в себе человек выражает спонтанно, то есть в тот момент, когда они возникли. В-третьих, уверенный человек говорит именно о тех чувствах, которые он испытывает. Он не стремится скрыть или «смягчить» проявления своих как позитивных, так и негативных чувств.

2. Ясное проявление чувств в невербальной плоскости и соответствие между словами и невербальным поведением. Психологи, занимающиеся изучением уверенности в себе вообще много внимания уделяют изучению особенностей невербального поведения уверенных в себе людей. Это мы подробно обсудим немного позже.

3. Умение противостоять и атаковать, проявляющееся в прямое и честном выражении собственного мнения, без оглядки на окружающих, также характерно для уверенного поведения.

4. Уверенный в себе человек не стремится спрятаться за неопределенными формулировками. Чаще, чем другие люди, уверенные в себе используют местоимение «Я»

5. Им не свойственно самоуничижение и недооценка своих сил и качеств, они способны без стеснения выслушивать похвалу в свой адрес.

6. Способность к импровизации, т.е. к спонтанному выражению чувств и потребностей, также характерна уверенным в себе людям.

Существенную роль в возникновении неуверенности играет социальный страх, испытываемый человеком в определенных ситуациях. Однажды возникнув, социальный страх прочно ассоциируется с определенными социальными ситуациями и затем подкрепляет сам себя. Страх «вхождения» в ситуацию снижает шансы на успех, а неуспех в свою очередь усиливает страх. Страх создает почву для неудач в вызывающих его социальных ситуациях, а неудачи еще больше подкрепляют страх. Таким образом, страх и связанное с ним поведение выучивается, автоматизируется, поддерживается и воспроизводится, распространяясь на смежные социальные ситуации. Социальный страх проявляется в самых различных формах и в самых разных ситуациях. Джозеф Вольпе подробно описал страх критики, страх быть отвергнутым, страх оказаться в центре внимания, страх показаться неполноценным; страх начальства, страх новых ситуаций, страх предъявлять претензии или не суметь отказать в требовании, страх не суметь сказать «нет». В той или иной степени эти страхи, конечно, присутствуют в психике любого человека. Проблема неуверенных в том, что у них социальный страх становится доминирующим чувством, блокирующим их социальную активность.
Под уверенностью в себе понимают способность индивидуума предъявлять требования и запросы во взаимодействии с социальным окружением и добиваться их осуществления. Кроме этого к уверенности относится способность разрешать себе иметь запросы и требования (установки по отношению к самому себе), осмеливаться их проявлять (социальный страх и заторможенность) и обладание навыками их осуществления (социальные навыки).
Неуверенность в себе проявляется на самых разных этапах процесса регуляции поведения — при постановке цели поведения, при планировании действий, при выполнении действий. Неуверенность проявляется также в результатах действий и в их оценке. Неуверенность была обозначена как состояние, которое возникает, если привычный или запланированный ход деятельности «нарушается», если что-то происходит непривычным или же незапланированным образом.

Человек задает себе вопрос: как я выгляжу, как я хотел бы выглядеть, как, предположительно, меня воспринимают другие. Неуверенность в себе возникает как следствие негативных оценок, «нарушенного образа себя», собственные достижения недооцениваются в сравнении с другими. В результате индивид начинает привычно негативно оценивать себя, свои достижения, способности и цели.

Неуверенность характеризуется также недостаточно ясными формулировками намерений; неполными планами действий; негативной оценкой результатов действий, приводящих к возникновению «дефектных» или «дефицитных» стереотипов поведения. Установки по отношению к себе, самовербализации и самооценки человека решающим образом влияют на поведение человека, формируют тип уверенного или неуверенного поведения.

Исходя из этих и многих других исследований, можно считать, что уверенность в себе есть свойство личности, ядром которого выступает позитивная оценка индивидом собственных навыков и способностей как достаточных для достижения значимых для него целей и удовлетворения его потребностей. Основой для формирования такого рода оценок служит достаточный поведенческий репертуар, позитивный опыт решения социальных задач и успешного достижения собственных целей (удовлетворения потребностей). Для формирования уверенности в себе важен не столько объективный жизненный успех, статус, деньги и т.д., сколько субъективная позитивная оценка результатов собственных действий и оценки, которые следуют со стороны значимых людей. Позитивные оценки наличия, «качества» и эффективности собственных навыков и способностей определяют социальную смелость в постановке новых целей и определении задач, а также инициативу, с которой человек берется за их выполнение. Однако, позитивные оценки собственного поведенческого репертуара предполагают наличие некоторого поведенческого «фундамента» этих оценок.

Причины неуверенности в себе.
Навыки агрессивного, уверенного или неуверенного поведения возникают как результат подражания — копирования ребенком тех стереотипов поведения, которые он имеет возможность наблюдать вокруг себя. Родители, родственники, друзья служат «моделями» для копирования. В результате уверенная, агрессивная или неуверенная в себе личность возникает как некий «слепок» образцов поведения, доминирующих в среде, окружающей ребенка.
Другим, не менее популярным объяснением неуверенности можно считать теорию «выученной беспомощности» Мартина Селигмана. Он предположил, что на формирование личности ребенка влияют не только «модели», служащие для копирования, но и реакция родителей, и шире — всей окружающей социальной среды — на то или иное поведение ребенка. Эта обратная связь позволяет (или не позволяет) ребенку соотнести разные стереотипы социального поведения с разными реакциями социальной среды. Характер связи между образцами поведения ребенка и реакцией окружения (поведением родителей) определяет позитивное, здоровое, или нарушенное развитие ребенка. Во втором случае может возникнуть так называемая «выученная беспомощность».
Селигман определяет беспомощность как состояние, возникающее в ситуации, когда внешние события от нас не зависят и мы ничего не можем сделать, чтобы их предотвратить или видоизменить. Чувство беспомощности возникает тогда, когда внешние события пртекают совершенно независимо от наших произвольных действий (объективные условия беспомощности), или же если нам кажется, что они протекают независимо от нас (субъективные условия). В результате сопряжения во времени активных произвольных действий и неконтролируемых последствий возникает печальный результат — теряется мотивация к любым действиям, предполагающим изменения во внешней среде.
психология, уверенность в себе
Итак, выученная беспомощность возникает тогда, когда ребенок либо вообще не получает никакого отклика на свои действия (ситуация, например, детского дома, где внимание воспитателей распределено на большое количество детей); либо получает однообразную негативную («все равно накажут») или однообразную позитивную («маменькин сынок») обратную связь.

Далее, еще одним объяснением неуверенности может быть отсутствие или недостаток веры в эффективность собственных действий. Низкая само-эффективность возникает в результате массированных негативных оценок со стороны близких людей и учителей, которые в последствие видоизменяются в негативные самооценки собственных намерений и возможностей. Эти негативные самооценки блокируют, с одной стороны, социальную инициативу, а с другой стороны — вызывают негативные (неприятные) эмоции.

Из приведенных объяснений причин неуверенности, никак не следует, что уверенность в себе заложена, так сказать, от рождения. Ребенок появляется на свет с некоторыми задатками и способностями, возможно, с некоторыми физическими или психическими недостатками. Эти задатки, способности и недостатки облегчают или усложняют задачу социализации, но не определяют прямо и непосредственно формирования уровня уверенности в себе. На начальном этапе социализации в формировании уверенности играют свою роль множество факторов, но в первую очередь — разнообразие возможностей приобретения (копирования, обучения) новым социальным навыкам и разнообразие адекватной и непосредственной реакции на эти навыки социального окружения.

В противном случае имеет место «негативный» вариант — формирование неуверенности. Социальная среда, в которой рождается будущий неуверенный в себе человек крайне бедна впечатлениями и однообразна. Репертуар навыков, которые доступны наблюдению и копированию, очень ограничен. Социальная среда, реакции родителей или воспитателей также однообразны и преимущественно негативны. Достижения и успехи в овладении этой средой не очевидны, отрицаются или подвергаются критике. Негативная обратная связь (или полное отсутствие обратной связи) постоянно вызывает переживание неуспеха. Негативные самооценки и ожидания неуспеха становятся привычными способами внутреннего диалога и приводят к отказу от собственной инициативы в овладении новыми сторонами реальности, пассивности и несмелости в осуществлении своих намерений. В результате неуверенный человек меньшего достигает в жизни, сама жизнь, любая форма активности у него сопряжена с массой негативных переживаний, эти переживания в свою очередь сказываются на здоровье самого человека и его близких. В более широком контексте обществу или организации, в которой живут и работают неуверенные в себе люди, недостает инициативы его членов. В таком обществе или организации доминируют застойные явления, слишком много энергии тратится на бесполезные обсуждения и сомнения. Разумная кооперация людей для осуществления общих намерений не возникает, каждый живет в рамках собственного (достаточно болезненного) мира.

Как самостоятельно справиться со своей неуверенностью?
В случае если ваша неуверенность ситуативна, то есть проявляется время от времени и лишь в общении с определенными людьми лишь в некоторых ситуациях, то у вас есть два варианта решения этой проблемы.

Первое состоит в том, что вы просто перестаете встречаться с людьми или попадать в ситуации, которые вызывают у вас чувство неуверенности. Если такое решение не нарушает ваших жизненных планов и не вредит карьере или самореализации, то это – оптимальное решение. Хотя и у него есть свой недостаток. Используя стратегию предотвращения неприятных стимулов, мы сталкиваемся с опасностью привыкнуть избегать ситуаций затрудненного социального взаимодействия. Так как стратегия предотвращения представляет собой один из компонентов социального страха, то практиковать ее систематически – означает лишь усиливать собственные страхи, например, вновь оказаться в ситуации, провоцирующей неуверенность.

Второй выход состоит в активном преодолении неуверенности в определенном круге ситуаций, устранении поведенческого дефицита, беспокойства и тревоги, коррекции нерациональных убеждений , связанных с ситуативной неуверенностью.

Здесь вам придется использовать весь арсенал тренинга уверенности в себе и поведенческой терапии социальных страхов. Для этого нужно будет сначала точно определить стимулы, которые провоцируют неуверенность и разобраться, что именно наиболее существенно и принципиально – внешний объект, образ, возникающий в вашем воображении, мысли по поводу ситуации и перспектив ее развития, или же отсутствие требуемых для овладения ситуацией навыков.

В зависимости от этого вам нужно будет особое внимание уделить систематической десенсибилизации в отношении реальных объектов, десенсибилизации и реинтеграции ожиданий и образов, рационально-эмоциональной терапии или тренингу уверенного поведения.

Агрессивное поведение — это поведение, направленное против других. Оно подразумевает управление кем-либо, подавление другого, чтобы добиться своего. Подразделяется, во-первых, на физическую агрессию, которая не нуждается в особых объяснениях. Во-вторых, это вербальная агрессия, то есть агрессия с помощью слов — оскорбления, унижения, сквернословие, порицание, упреки. К вербальной агрессии также относится черный юмор и сарказм. В-третьих, существует и невербальная агрессия как передача своего отношения к человеку через взгляд, жест, позу, выражение лица. Многие, наверное, знакомы с выражением ‘убивать взглядом’. Так, в частности, проявляется невербальная агрессия.

Явные виды агрессивного поведения так или иначе можно различить, но есть очень тонкий и завуалированный вид агрессии — пассивная агрессия. Как она выглядит? Вы приходите за каким-то документом к чиновнику, а вам говорят (уже в четвертый раз!) многообещающее ‘приходите завтра…’, а на завтра все повторяется. Налицо активное бездействие, саботаж. Сюда же относится игнорирование и манипуляция.

Пассивное поведение — не оказывающее сопротивления, бездействующее. Человек все пускает на самотек, не отстаивает своих интересов, только реагирует на происходящее. Часто в жизни пассивные люди идут вразрез с собственными установками и ценностями только ради того, чтобы сохранить мир с окружающими. Существует физическая пассивность — уход от ситуации, отъезд, побег из нее. Приведу пример. Андрею 28 лет, он никак не может найти подходящую работу. Каждый раз, когда он получает какую-то должность и возникает первая конфликтная ситуация, он замыкается, ни о чем не хочет говорить, и если конфликт не разрешается сам собой, то просто увольняется. На следующем месте все повторяется. К физической пассивности можно отнести также уход от решения проблем в алкоголизм или наркоманию.

Как вы видите, задача перед вами стоит сложная, и лучше вам будет обратиться к специалисту (психологу).

Глобальная неуверенность
В случае, если вы постоянно чувствуете тревогу, неуверенность и скованность в социальных контактах, решение оказывается более сложным и требующим профессионального подхода. Ведь нам придется решать троякую задачу: формирование новых навыков поведения должно подкрепляться новым отношением к себе и окружающим на фоне позитивных эмоциональных состояний.

Помощь психолога здесь окажется не лишней. Но и самостоятельные усилия могут дать свои плоды при некоторой доле решительности и настойчивости.
Реклама