Психологические термины 3

Галлюцинации
Восприятие не существующих в действительности голосов и образов.

Гало-эффект
Явление, под которым в психодиагностике понимается тенденция исследователя, производящего оценку (интерпретацию) и готовящего заключение, поддаваться чрезмерному влиянию какого-либо одного свойства (особенности) личности, вызывающего у него благоприятное или неблагоприятное отношение к обследуемому и оказывающая воздействие на суждения обо всех других его особенностях.

Гаптика
Синоним активного осязания, осуществляемого посредством ощупывания (обследования) объекта восприятия рукой. Исследования гаптики направлены на выявление роли движений руки и пальцев в формировании целостного образа при отражении формы, величины, консистенции, фактуры и др. свойств объектов.

Генерализация стимула
приобретение многими стимулами (см. раздражитель), изначально не связанными с условной реакцией(см.рефлекс условный), способности ее вызывать.

Генетическая психология
отрасль психологической науки, изучающая происхождение психических явлений и их связь с генотипом человека.

Генетический метод
метод изучения психических явлений в развитии, устанавливающий их происхождение и законы преобразования по мере развития.

Гениальность
Высшая степень проявления творчества. Реализуется в создании тех или иных произведений, имеющих важное значение для развития общества. Для личности гения характерны такие черты, как творческая продуктивность, владение определенной методологией, готовность к преодолению стререотипов и конвенциональных установлений.

Генотип
Совокупность генов или каких-либо качеств, полученных человеком в наследство от своих родителей.

Гештальт
Основное понятие гештальтпсихологии, выступающее в качестве единицы анализа сознания и психики, которое обозначает целостные, несводимые к сумме своих частей, образования сознания (кажущееся движение, инсайт, восприятие мелодии). Образование гештальтов обусловлено действиями законов ‘расчленения психологического поля’.

Гештальтпсихология
Психологическое направление, возникшее в Германии в начале 10-х гг. ХХ в. К этому направлению принадлежат прежде всего М. Вертгеймер, В. Келер, К. Коффка. Основная идея: субъективные переживания представляют собой всего лишь феноменальное выражение различных электрических процессов в головном мозге. Основное понятие гештальтпсихологии — гештальт — целостность, несводимая к составляющим его частям. При этом были выделены факторы, способствующие группировке элементов в целостные гештальты, такие как ‘фактор близости’, ‘фактор сходства’, ‘фактор хорошего продолжения’, ‘фактор общей судьбы’.

Гилозоизм
Философское учение о всеобщей одухотворенности материи , утверждающее, что чувствительность как элементарная форма психики присуща всем без исключения вещам, существующим в природе.

Гиперактивность детская
Отклонение от возрастных норм онтогенетического развития. Характеризуется невнимательностью, отвлекаемостью, импульсивностью в социальном поведении и интеллектуальной деятельности и повышенной активностью при нормальном уровне интеллектуального развития. Все это приводит к слабой успеваемость в школе и низкой самооценке. Причинами возникновения гиперактивности могут быть органические поражения центральной нервной системы (нейроинфекции, интоксикации, черепно-мозговые травмы), генетические факторы, приводящие к дисфункции нейромедиаторных систем мозга и нарушениям регуляции активного внимания и тормозящего контроля.

Гипермнезия
Необычное, иногда болезненное усиление возможностей воспоминания.

Гипноз
Временное состояние сознания, характеризующееся сужением его объема и резкой фокусировкой на содержании внушения, что связано с изменением функции индивидуального контроля и самосознания. Гипноз возникает в результате специальных воздействий гипнотизера или целенаправленного самовнушения

Глубинная психология
Ряд направлений в психологии и психиатрии, в которых постулируется ведущая роль бессознательных (иррациональных, аффективно-эмоциональных, инстинктивных и интуитивных процессов) в деятельности индивида, в формировании его личности. Включает: гормическую психологию, психоанализ, неофрейдизм, аналитическую психологию и индивидуальную психологию.

Гомеостаз
Механизм, поддерживающий стабильность основных жизненных функций человеческого организма.

Гомосексуализм
Понятие, обозначающее половое влечение индивида к лицам одного с ним пола и сексуальные связи между ними. Объяснению возникновения гомосексуализма служит несколько теорий. В медико-биологической теории инверсии акцентируется неправильная половая идентификация в раннем возрасте под влиянием родителей. По характеристикам психической сферы гомосексуалы, как правило, кроме направленности либидо мало отличается от других людей. Но необходимость скрывать гомосексуальные наклонности и частая смена партнеров приводят к укоренению страха перед разоблачением и изменениям характера, к неврозам и депрессиям.

Госпитализм
Совокупность психических и соматических расстройств, обусловленных длительным пребыванием человека в больничном стационаре в отрыве от близких людей и дома.

Градиент цели
Изменение силы мотивации деятельности. в зависимости от ‘психологического расстояния’ до цели. Градиент цели характеризуется возрастанием мотивации и активности по мере приближения желанной цели.

Графологический анализ
Выявление индивидуально-психологических особенностей почерка. Процедура предназначена для идентификации рукописей (например, подписей) и определения психических состояний или характерологических особенностей автора рукописи. Обычно включает в себя два этапа: общий анализ, в котором акцент делается на целостном впечатлении, и тонкий анализ с проработкой почерка по признакам. Компонентный анализ почерка дает три фактора, которые объясняют около 20 % вариаций. Это — высота почерка, ширина и наклон.

Графология
Учение о почерке как разновидности выразительных движений, отражающих психологические свойства и психические состояния пишущего.

Групповой тренинг
Общение в группах роста, цель которого состоит в том, чтобы дать возможность каждому клиенту (пациенту) понять самого себя, других и через это реинтегрировать себя в реальную жизнь, то есть наладить гармоничные отношения с физической и социальной средой. Одна из форм социальной терапии.

Гуманистическая психология
Гуманистическая психология в качестве самостоятельного течения выделилась в начале 60-х. гг. ХХ в. как протест против бихевиоризма и психоанализа, получив название ‘третьей силы’. К данном у направлению могут быть отнесены А. Маслоу, К. Роджерс, В. Франкл, Ш. Бюлер и др. Методологические позиции гуманистической психологии сформулированы в следующих посылках: а) человек целостен; б) ценны не только общие, но и индивидуальные случаи; в) главной психологической реальностью являются переживания человека; г) человеческая жизнь — единый процесс; д) человек открыт к самореализации; е) человек не детерминирован только внешними ситуациями.

Двигательный анализатор
Нейрофизиологическая система, за счет работы которой осуществляется анализ и синтез сигналов, идущих от органов движения. Включает в себя: периферический отдел, состоящий из проприорецепторов, специфические проводящие нервные волокна, несущие импульсы к головному мозгу, подкорковые структуры и корковой отдел. Принимает участие в поддержании постоянного тонуса мышц тела и координации движений.

Девиантное поведение
Совершение поступков, которые противоречат нормам социального поведения в том или ином сообществе. К основным видам девиантного поведения относятся, прежде всего, преступность, алкоголизм и наркомания, а также самоубийства, проституция. Девиантное поведение возникает прежде всего тогда, когда общественно принимаемые и задаваемые ценности не могут быть достигнуты некоторой частью этого общества.

Дежа вю
Общее обозначение специфических субъективных ощущений человека, толкуемых как иллюзии памяти, в силу которых ему кажется, что происходящее ныне уже происходило ранее (наблюдалось, думалось, слышалось и переживалось им когда-то).

Действие
Процесс взаимодействия с каким-либо предметом, в котором достигается определенная, заранее определенная, цель. В структуре действия могут быть выделены следующие составные части: 1. Принятие решения; 2. Реализация; 3. Контроль и коррекция. При этом в принятии решения происходит увязывание образа ситуации, образа действия, интегральной и дифференциальной программ. Реализация и контроль осуществляются циклически. По прагматическому основанию человеческие действия могут быть разделены на управляющие, исполнительные, утилитарно-приспособительные, перцептивные, мнемические, умственные, коммуникативные действия.

Делирий
Нарушение сознания, искаженное отражение действительности, сопровождающееся галлюцинациями, бредом, двигательным возбуждением. Возникает чаще всего на высшей степени некоторых инфекционных заболеваний и после травм, вызывающих органическое поражение головного мозга.

Деменция
Слабоумие как следствие недоразвития или атрофии высших психических функций.

Деперсонализация
Нарушение деятельности сознания. Характеризуется тем, что у индивида появляется ощущение собственной измененности, связанной с отчуждением от окружающих, потерей Я. Возникает при психических заболеваниях и пограничных состояниях, а также при эмоциональных перегрузках.

Депрессия
Аффективное состояние, характеризующееся отрицательным эмоциональным фоном, изменением мотивационной сферы, когнитивных (связанных с познанием) представлений и общей пассивностью поведения. Субъективно человек в состоянии депрессии испытывает прежде всего тяжелые, мучительные эмоции и переживания — подавленность, тоску, отчаяние.

Депривация
Наличие препятствий для удовлетворения потребностей.

Детерминизм
философско-гносеологическое учение, утверждающее наличие и возможность установления объектиных причин всех явлений, существующих в мире.

Детская психология
Отрасль психологии, посвященная исследованию закономерностей психического развития ребенка. Основным предметом анализа являются движущие причины и условия онтогенетического развития отдельных психических процессов, в том числе формирования различных типов деятельности ребенка. Основными экспериментальными стратегиями являются поперечные исследования, когда анализируется динамика развития одного и того же психического процесса одновременно у детей разных возрастных групп, и продольные, когда анализируются психологические особенности одних и тех же детей на протяжении длительного времени.

Дефицит общения
Снижение интенсивности и качества общения ребенка с другими людьми, обычно связанное с нахождением ребенка в детских учреждениях закрытого типа (больницах, детских домах, интернатах) или в семьях, в которых родителями не уделяется ребенку достаточного внимания. Дефицит общения, особенно в младенческом и раннем возрасте, приводит, как правило, к задержкам и отклонениям в психическом развитии.

Децентрация
Механизм преодоления эгоцентризма личности, заключающийся в изменении точки зрения, позиции субъекта в результате столкновения, сопоставления и интеграции ее с позициями, отличными от собственных. Источником децентрации выступает общение с другими людьми, в ходе которого происходит столкновение противоположных точек зрения, побуждающее субъекта к преобразованию смысла образов, понятий и представлений в собственной познавательной позиции.

Децентрация
Механизм преодоления эгоцентризма личности, заключающийся в изменении точки зрения, позиции субъекта в результате столкновения, сопоставления и интеграции ее с позициями, отличными от собственной.

Деятельностный подход в психологии
Система методологических и теоретических принципов изучения психических феноменов, в соответствии с которыми основным предметом исследования является деятельность, опосредствующая все психические процессы. Данный подход начал формироваться в отечественной психологии в 20-е гг. ХХ в. В 30-е гг. было предложено две трактовки деятельностного подхода в психологии, предложенные С.Л. Рубинштейном, который сформулировал принцип единства сознания и деятельности, и А.Н. Леонтьевым, совместно с другими представителями Харьковской деятельностной психологической школы разработал проблему общности строения внешней и внутренней деятельности.

Диагноз психологический
Конечный результат деятельности психолога, направленный на описание и выяснение сущности индивидуально-психологических особенностей личности с целью оценки их актуального состояния, прогноза дальнейшего развития и разработки рекомендаций, определяемых задачей психодиагностического исследования. Важнейшим элементом диагноза является необходимость выяснения в каждом отдельном случае того, почему проявления обнаруживаются в поведении испытуемого, каковы их причины и следствия.

Диагностика межличностных отношений
Диагностика, направленная на выявление стихийно складывающихся неформальных отношений в группе постоянно общающихся друг с другом людей

Дивергентное мышление
Форма мышления. Основано на стратегии генерирования множества решений одной единственной задачи.

Дидактогения
Вызванный нарушением педагогического такта со стороны воспитателя (педагога, тренера, руководителя) негативное психическое состояние учащегося (угнетеное настроение, страх, фрустрация), отрицательно сказывающееся на его деятельности и межличностных отношениях. Дидактогения может являться причиной неврозов.

Динамика групповая
Совокупность внутригрупповых социально-психологических процессов и явлений, характеризующих весь цикл жизнедеятельности малой группы, и его этапы: образование, функционирование, развитие, стагнацию, регресс, распад.

Динамический стереотип
Система привычных, условно-рефлекторных ответов, соответствующая сигнальной и порядковой характеристики стимульного ряда. При прочном стереотипе вся последовательность ответов на стимулы может быть воспроизведена — с сохранением знака, интенсивности и последовательности — даже при предъявлении одного знака.

Динамичность нервной системы
Свойство нервной системы, характеризующееся легкостью возникновения возбуждения и торможения в ходе выработки условных рефлексов.

Дискомфортное состояние
Переживание нелокализованных отрицательных эмоций, характеризующихся неприятными ощущениями (головная боль) и неблагоприятными психофизиологическими сдвигами. Причинами дискомфортных состояний могут быть фоновые влияния вредных или непривычных воздействий, чрезмерное ограничение или увеличение сенсорной стимуляции, нарушения сна. В качестве средства диагностики дискомфортных состояний могут использоваться электрофизиологические показатели (повышение активности медленных тета- и дельта- ритмов в электроэнцефалограмме).

Дискурсивное мышление
Форма мыслительной стратегии, в которой происходит последовательных перебор различных вариантов решения задачи, чаще всего на основе связного логического рассуждения, где каждый последующий шаг обусловлен результатом предыдущего. Различают дедуктивные и индуктивные умозаключения. Часто дискурсивное мышление противопоставляют интуитивном.

Диссимуляция
Сознательное стремление скрыть болезнь и его симптомы. Наблюдается в основном при заболеваниях, которые сопряжены для человека с некоторыми объективно или субъективно невыгодными условиями. Диссимуляция противоположна симуляции.

Дистресс
Стресс, связанный с выраженными негативными эмоциями и оказывающий вредное влияние на здоровье, автор Г. Селье.

Дисфория
Пониженное настроение с раздражительностью, озлобленностью, мрачностью, повышенной чувствительностью к действиям окружающих, со склонностью к вспышкам агрессии. В редких случаях может проявляться атипично, в виде приподнятого или экзальтированного настроения с раздражительностью, напряженностью, агрессивностью. Дисфория характерна при органических поражениях головного мозга, эпилепсии, а также при некоторыхх видах эпилепсии

Дифференциальная психология
Отрасль психологии, изучающая психологические различия между индивидами и группами.

Доминанта
Временно господствующая рефлекторная система, обусловливающая работу нервных центров в данный момент и тем самым придающая поведению определенную направленность. Учение о доминанте было создано А. А. Ухтомским.

Дружба
Вид устойчивых, индивидуально-избирательным отношений, характеризующийся взаимной привязанностью их участников, взаимными ожиданиями ответных чувств и предпочтительности. Дружба зависит от общности целей, интересов, намерений, идеалов, в ней проявляется ценностно-ориентациннное единство.

Духовность
Выраженность в системе мотивов личности двух фундаментальных потребностей: идеальной потребности познания и социальной потребности жить, действовать для ‘других’. С категорией духовности соотносится потребность познания — мира, себя, смысла и назначения своей жизни. Человек духовен в той мере, в какой он задумывается над этими вопросами. Формирование духовных потребностей является важнейшей задачей воспитания.

Душа
В ранней психологии — это нематериальное, независимое от тела животворящее и познающее начало. В научной литературе термин ‘душа’ не употребляется или употребляется очень редко — как синоним понятий ‘психика’, ‘переживание’, ‘сознание’.

Психологические термины >> , 3,4,5,6,7,8,9

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s