Психологические термины 4

Желание
Отражающее потребность переживание, перешедшее в действенную мысль о возможности чем-то обладать или что-либо осуществить. Имея побуждающую силу, желание обостряет осознание цели будущего действия и построения его плана. Желание как мотив деятельности характеризуется достаточно отчетливой осознанностью потребности. При этом осознаются не только ее объекты, но и возможные пути ее удовлетворения.

Жест
Элемент пантомимики, выполняемый при помощи действий руками. Подразделяются на иллюстративные, обслуживающие какую-либо высказываемую мысль, и выразительные, свидетельствующие о эмоциях или намерениях человека. Ряд жестов приобрел ритуализированное значение.

Забывание
Активный процесс, заключающейся в потере доступа к запомненному ранее материалу, в невозможности воспроизвести или узнать то, что было усвоено. Забыванию подвергается, прежде всего, то, что не актуализируется в контексте решаемых задач. При этом лучше всего сохраняется осмысленный и важный материала, приобретающий в процессе хранения более обобщенный и схематический характер. Второстепенные детали забываются скорее. При определенных условиях наблюдается эффект обратимости процесса забывания: воссоздание внешних и внутренних условий, при которых происходило запоминание может приводить к восстановлению забытого материала.

Завершенный гештальт
Понятие, использующееся в гештальтпсихологии для обозначения результата актуального образования гештальта из диффузного, чувственно-целостного материала. При этом происходит включение этого гештальта в сознательный опыт индивида в виде прегнантного и расчлененного гештальта. В исследованиях К. Конрада показано, что этот процесс нарушается при психозах.

Зависть
Негативное состояние психики, вызывающее, как правило, разрушительные для человека чувства, поступки, деяния.

Задатки
Анатомо-физиологические особенности нервной системы, служащие базой для формирования тех или иных способностей. В качестве таких задатков принято выделять: 1. Типологические свойства нервной системы, определяющие скорость образования временных неравных связей, их прочность, легкость дифференцировок; 2. Анатомические особенности строения анализаторов и отдельных областей коры головного мозга.

Задержка психического развития
Недоразвитие у ребенка высших психических функций, которое может, в отличие от олигофрении, носить временный характер и компенсироваться при коррекционном воздействии в детском или подростковом возрасте. В качестве причины задержки психического развития могут выступать: дефекты воспитания, различные соматические заболевания, органические поражения центральной нервной системы. У таких детей, в силу психомоторной расторможенности, аффективной возбудимости, происходит значительное снижение работоспособность, памяти и внимания, затрудняется усвоение навыков чтения, письма, счета, речи. Также возникают эмоциональные и личностные нарушения.

Закон Бугера — Вебера
Психофизический (см.психофизика) закон, выражающий постоянство отношения приращения величины раздражителя, породившего едва заметное изменение силы ощущения к его исходной величине: /\I : I =K, Где I — исходная величина раздражителя, /\I — его приращение, К — константа. Этот закон независимо друг от друга был установлен французским ученым П.Бугером и немецким ученым Э.Вебером

Законы Р.М. Йеркса и Дж.Д. Додсона
Эмпирические закономерности, связывающие мотивацию и качество деятельности. В первом законе определяется, что соотношение мотивации и качества деятельности выражается колоколообразным графиком: при повышении мотивации до определенного уровня растет и качество деятельности, но дальнейшее повышение мотивации, после достижения плато, приводит к снижению продуктивности. Во втором законе определяется, что при более сложной задаче является более оптимальным более низкий уровень мотивации.

Замещение
Переориентация с одного вызывающего тревогу и неприятные переживания объекта (темы) на другой. Например, после конфликта с начальником на работе человек обрушивает гнев на членов своей семьи.

Запоминание
Активный процесс, посредством которого происходит селективный отбор поступающей информации для последующего воспроизведения и включение ее в уже существующую систему ассоциативных связей. Для человека характерно то, что развитие его памяти идет прежде всего за счет осмысленной переработки запоминаемой информации. Если в раннем детстве реализуется прежде всего непосредственное запоминание, то в дальнейшем за счет употребления опосредствующих элементов происходит формирование опосредствованной памяти, которая является решающей в жизни взрослого человека. Положительную роль в запоминании играет систематическое повторение, когда исходные элементы включаются в новую систему ассоциативных связей.

Заражение
1) процесс передачи эмоционального состояния от одного индивида (человека или животного) другому на психофизиологическом уровне контакта помимо или дополнительно к собственно смысловому воздействию, 2) способ влияния, основывающийся на общем переживании большой массы людей одних и тех же эмоций.

Защитные механизмы
Психоаналитическое понятие (см.психоанализ), обозначающее совокупность бессознательных приемов, с помощью которых человек, как личность, оберегает себя от психологических травм.

Значимость сигнала.
Психологическая характеристика сигнала, выражающая собой степень отношения принимаемой информации к задаче, решаемой субъектом.

Зоопсихология
Раздел психологии, посвященный проявлениям и закономерностям эволюции психики животных, предпосылкам появления человеческого сознания. Основной методологической основой зоопсихологии является ориентация на строго объективный анализ структуры деятельности животных, основанный на экологических и физиологических особенностях того или иного вида.

Зрелая личность
Личность, духовное и психическое развитие которой в основном достигло норм, соответствующих возрасту индивида. Это отражается в его поведении, в том числе и в таком его компоненте, как деятельность. В структуре зрелой личности функцию перспективных стратегических жизненных целей и мотивов жизнедеятельности выполняют ценности, реализация которых выражается во вкладе личности в культуру, в создание ею новых объективированных форм ценностей.

Игровая терапия
Психотерапевтический метод, основанный на использовании ролевой игры как одной из наиболее сильных форм воздействия на развитие личности. В начале 20-х гг. Я. Морено предложил осуществлять драматические инсценировки для лечения болезненных психических проявлений за счет перестройки отношений и системы переживаний больного человека и назвал новый метод психодрамой. Процедура игровой психотерапии включает в себя выполнение группой специальных упражнений, разыгрывание различных ситуаций. В этом процессе происходит создание личностных отношений между участниками группы, за счет чего снимается напряженность и страх перед другими людьми, повышается самооценка.

Идентификация
Форма психологической защиты. Характеризуется тем, что при ее реализации происходит бессознательное уподобление индивида тому объекту, который ему угрожает.

Идентификация внутригрупповая
Возникающая в совместной деятельности форма гуманных отношений, при которой переживания одного из группы даны другим как мотивы, поведения, организующие их собственную деятельность, направленную одновременно на осуществление групповой цели и на устранение фрустрирующих воздействий.

Идеомоторика
Влияние мыслей на движения, проявляющееся в том, что всякая мысль о движении сопровождается едва заметным реальным движением наиболее подвижных частей тела: рук, глаз, головы или туловища. Эти движения зачастую являются непроизвольными и скрытыми от сознания самого человека, совершающего их.

Идеомоторный акт
Переход представления о движении мышц в реальное выполнение этого движения (иначе говоря, появление нервных импульсов, обеспечивающих движение, как только возникает представление о нем).

Идиосинкразия
Болезненная реакция, непереносимость, возникающая у некоторых людей на раздражители, которые у большинства других людей подобных явлений не вызывают.

Измерения в психологии
Процедуры определения количественной выраженности психологических феноменов. В этих процедурах используются разнообразные шкалы, представляющие собой некоторое множество позиций, которые поставлены в некоторое соответствие с психологическими элементами. В классификации шкал, предложенной в l946 г. американским психологом и психофизиком С. Стивенсом, выделяются следующие шкалы: отношений, интервальная, порядковая и номинальная.

Изоляция
Исключение индивида из обычных отношений, что может наблюдаться при особых условиях работы (космический полет, зимовки), или в клинике нервных и душевных болезней (при поражениях анализаторов, при психических заболеваниях). В подобных условиях проявляются побочные следствия изоляции в виде возникновения состояний дремоты, апатии, раздражительности, происходит потеря временной ориентировки, нарушаются способности к мышлению и воспоминаниям. Могут развиться иллюзии или галлюцинации.

Иллюзии восприятия
Искажение восприятия частных признаков тех или иных предметов. Наибольшее многочисленны пространственные зрительные иллюзии. Виды иллюзий: 1. Иллюзии, основанные на физиологических явлениях, таких как иррадиация возбуждения в сетчатке, за счет действия которой обусловлено восприятие светлых предметов на черном фоне как более крупных, чем объективно равных с ними черных предметов на светлом фоне. 2. Длина вертикальных линий воспринимается как большая по сравнению с объективно равными им горизонтальными. 3. Иллюзия контраста (иллюзия Эббингауза), при которой один и тот же предмет воспринимается как более крупный среди маленьких фоновых предметов и меньшее среди больших фоновых предметов.

Имидж
Сложившийся в массовом сознании эмоционально окрашенный образ чего-либо или кого-либо.

Имплицитная теория личности
устойчивое, прижизненно сформировавшееся у человека представление о взаимосвязи внешнего облика, поведения и черт личности людей, на основе которого он судит о людях в условиях недостаточной информации о них.

Импринтинг
Специфическая форма научения у новорожденных высших позвоночных, при котором в их памяти автоматически фиксируются отличительные признаки поведения первых увиденных ими внешних объектов.

Импульсивность
Черта характера, выражающаяся в склонности действовать без достаточного сознательного контроля, под влиянием внешних обстоятельств или в силу эмоциональных переживаний. Как возрастная особенность импульсивность проявляется преимущественно у детей дошкольного и младшего школьного возраста, что обусловлено недостаточной сформированностью функции контроля за поведением. При нормальном развитии такая форма импульсивности достаточно оптимально корректируется в совместных играх детей, в которых исполнение ролевых правил требует сдерживания своих непосредственных побуждений и учета интересов других играющих, а также несколько позднее в учебной деятельности.

Ингибиция социальная
Ухудшение продуктивности выполняемой деятельности, ее скорости и качества в присутствии посторонних людей или наблюдателей, как реальных, так и воображаемых.

Индивид
Человек как единичное природное существо, представитель вида Homo sapiens, продукт филогенетического и онтогенетического развития, единства врожденного и приобретенного, носитель индивидуально своеобразных черт.

Индивидуальная психология
Направление глубинной психологии, основанное А. Адлером. Основное положение: во всех проявлениях личности ведущим является такое качество, как реализация жизненной цели или смысла жизни, которая начинается у ребенка уже в первые 3 — 5 лет и в которой складывается особый жизненный стиль. На ранних этапах формирования этого направления в качестве движущих сил развития личности рассматривалась стремление к компенсации врожденного чувства неполноценности за счет достижения атрибутов власти и могущества. В дальнейшем детерминантой развития стал признаваться социальный интерес — стремление сотрудничать с другими людьми для достижения общих целей.

Индивидуальная терапия
Форма психотерапии, разработанная в рамках индивидуальной психологии, автор А. Адлер. Характеризуется ориентированностью не на устранение отдельных симптомов, а на изменение всего поведения пациента и переориентацию его личности на новые цели. Для этого требуется, прежде всего, поддержка терапевта в борьбе пациента с чувством собственной неполноценности, которое рассматривается как ядро кристаллизации всех невротических нарушений.

Индивидуальность
Неповторимое своеобразие какого-либо человека (индивида) с его наследственными и приобретенными специфическими особенностями в целом. Личность, самость (качество).

Инженерная психология
Раздел психологии, в котором изучается взаимодействие человека и технических устройств. Основными задачами инженерной психологии являются исследования процессов приема, переработки и хранения информации человеком, которые осуществляются при проектировании технических устройств и управлении ими.

Инициатива
проявление человеком активности, не стимулированной извне и не определяемой не зависящими от него обстоятельствами.

Инициация
Комплекс действий (в основном обрядовых), посредством которых совершенствуется и формально закрепляется смена социального статуса индивида, происходит включение его в какое-либо замкнутое объединение, приобретение им особых знаний, а также функций или полномочий, обряды, сопровождающие переход из одного возрастного класса в др.

Инсайт
Понятие, введенное в гештальтпсихологию в 1925 г. В. Келером. Обозначает внезапное усмотрение сути проблемной ситуации. В опытах Келера с человекообразными обезьянами, когда им предлагались задачи, которые могли быть решены лишь опосредствованно, было показано, что обезьяны после ряда безрезультатных проб прекращали активные действия и просто разглядывали предметы вокруг, после чего могли достаточно быстро прийти к правильному решению. В дальнейшем это понятие использовалось К. Дункером и М. Вертгеймером в качестве характеристики человеческого мышления, при котором решение достигается путем мысленного постижения целого, а не в результате анализа.

Инстинкт
врожденная, малоизменяемая форма поведения, обеспечивающая приспособление организма к типичным условиям его жизни.

Инструментальная агрессия
Поведение, в котором агрессивные действия не являются выражением эмоциональных состояний, а служат каким-то позитивным целям.

Интеграция групповая
Состояние группы, характеризующееся упорядоченностью внутригрупповых структур, согласованностью основных компонентов системы групповой активности, устойчивостью субординационных взаимосвязей между ними, стабильностью и преемственностью их функционирования и т. п. признаками, свидетельствующими о психологическом единстве, целостности социальной общности.

Интеллект
Способность к осуществлению процесса познания и к эффективному решению проблем, в частности при овладении новым кругом жизненных задач. В структурно-генетическом подходе Ж. Пиаже интеллект трактуется как высший способ уравновешивания субъекта со средой, характеризующийся универсальностью. При когнитивистском подходе интеллект рассматривается как набор когнитивных операций. На сегодняшний момент принято считать, что существует общий интеллект как универсальная психическая способность, в основе которой может лежать генетически обусловленное свойство неравной системы перерабатывать информацию с определенной скоростью и точностью (Х. Айзенк).

Интеллектуальные операции
Термин, предложенный Ж. Пиаже для обозначения действий, перешедших во внутренний план и ставших обратимыми благодаря координации с другими умственными действиями. Когда действия из внешней формы переходят во внутреннюю, они оказываются доступными для перестраивания (можно представить себе и переход объекта в новое состояние и возвращение его к исходному). Выделяется четыре стадии формирования интеллектуальных операций: сенсомоторный период (от 0 до 2 лет), дооперациональном мышление (от 2 до 7 лет), стадия конкретных операций (от 7 до 11 лет), стадия формальных или пропозициональных операций (от 11 — 12 до 14 — 15 лет).

Интенция
Направленность сознания, мышления на какой-либо предмет.

Интеракционизм
Направление в современной социальной психологии, базирующееся на концепциях американского социолога и психолога Дж. Г. Мида. Развитие личности с точки зрения интеракционизма происходит в процессе взаимодействия с другими людьми в обществе, которое трактуется как система непосредственных коммуникаций, причем структура личности содержит компоненты, обеспечивающие ее активность, а также контроль над собственным поведением в соответствии с социальными нормами, ролями и социальными установками партнеров по взаимодействию.

Интериоризация
Формирование внутренних структур человеческой психики благодаря усвоению структур внешней социальной деятельности. Впервые начало употребляться французскими психологами (П. Жане, Ж. Пиаже, А. Валлон). Интериоризацию следует отличать от любых форм получения ‘извне’, переработки и хранения ‘внутри’ психики знаковой информации (восприятия и памяти).

Интерорецепторы
Окончания центростремительных нервов, находящиеся во внутренних органах или тканях организма и служащие для индикации постоянства внутренней среды организма. Интерорецепторы находятся в сосудах, тканях, во внутренних органах, в скелетных мышцах, сухожилиях и связках. По функциям выделяют механорецепторы которые реагируют на растяжение и деформацию тканей; хеморецепторы, которые реагируют на изменения химизма; терморецепторы, которые реагируют на изменения температуры; осморецепторы, которые реагируют на изменения осмотического давления; ноцирецепторы, которые реагируют на болевые воздействия, на внутренние органы.

Интерференция
Ухудшение сохранения запоминаемого материала в результате воздействия (наложения) другого материала, с которым оперирует субъект.

Интроверсия
Самоуглубленность, ориентация индивида на свой внутренний мир мыслей и переживаний, внутренняя направленность психики, предпочтение абстрактных идей конкретным явлениям действительности. Направление одной из двух координатных осей, с помощью которых характеризуется личность (Айзенк, 1963): интроверсия-экстраверсия (замкнутость-открытость) и стабильность-нестабильность (нейротизм).

Интроспективная психология
Ряд психологических направлений, имеющих свои истоком учения Р. Декарта и Дж. Локка, основанных на постулате о не опосредованности субъективного опыта индивида и невозможности объективного исследования психических процессов. При этом ‘чужое’ сознание рассматривается как специально реконструируемое посредством операции переноса: исследователь, зная о связи собственных переживаний с внешними их проявления, строит гипотезу о внутренних переживаниях другого человека на основе его внешне наблюдаемого поведения. К данному направлению можно отнести школу В. Вундта, структурную психологию Э. Титченера, психологию акта Ф. Брентано, Вюрцбургскую школу, а также Л.М. Лопатина, Г.И. Челпанова.

Интроспекция
Метод психологического анализа. Заключается в наблюдении собственных психических процессов, без использования каких либо инструментов или эталонов. В качестве особого метода интроспекция была обоснована в работах Р. Декарта, который указывал о непосредственном характере познания собственной душевной жизни, и Дж. Локка, разделившего человеческий опыт на внутренний, касающихся деятельности нашего разума, и внешний, ориентированный на внешний мир. В качестве самостоятельных вариантов этого метода можно выделить интроспекцию аналитическую, систематическую и феноменологическое самонаблюдение.

Интуиция
Отыскание, часто практически моментальное, решения задачи при недостаточности логических оснований.

Инфантилизм
Сохранение в психике взрослого человека черт характера и поведения, присущих детскому возрасту. Инфантильный человек при нормальном физическом и умственном развитии отличается несамостоятельностью при принятии решений, чувством незащищенности, пониженной критичностью в отношении себя, повышенной потребностью к заботе других о себе, склонностью к фантазированию и мечтанию.

Ипохондрия
Состояние чрезмерного внимания к своему здоровью, страх перед неизлечимыми болезнями (например, канцерофобия, кардиофобия и т. п.). При ипохондрии человек переоценивает тяжесть менее серьезного заболевания или убежден в том, что он страдает тяжёлым недугом.

Иррадиация
Способность нервного процесса распространяться из места своего возникновения на другие нервные элементы. Согласно И П. Павлову, иррадиация возбуждения лежит в основе генерализации условного рефлекса и зависит от интенсивности стимула.

Искусственный интеллект
Область исследований, ориентированных на разработку компьютерных программ, способных выполнять функции, обычно ассоциируемые с интеллектуальными действиями человека: анализ, обучение, планирование, решение, творчество.

Истерия
Патохарактерологическое нарушение, связанное с чрезмерной склонностью к внушению и самовнушению, а также слабостью сознательного контроля за поведением. При истерии наблюдается явно демонстративное поведение: при слабой интенсивности переживаний их внешнее выражение имеет чрезмерное утрирование (крики, плач, обмороки), что ориентировано на привлечение к себе внимания других людей.

Психологические термины >> , 3,4,5,6,7,8,9

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s