Психологи

Зигмунд Фрейд
6 мая 1856: Родился Зигмунд Фрейд.
1860: Переселение в Вену.
1873: Поступление в университет. Ноябрь
1882: Услышал от Брейера об Анне О.
Октябрь 1885 — февраль
1886: Работа в Париже с Шарко.
1886: Начинает вести частную практику. Женится на Марте Бернес.
Ноябрь 1887: Встречает Вильгельма Флисса.
Декабрь1887: Начинает использовать гипноз.
1890: Начинает использовать катарсический метод.
1892 — 1898: Развивает метод свободных ассоциаций.
1891: Совместно с Брейером пишет ‘Предварительное сообщение’.
1895: Опубликованы Этюды об истерии. Написан Проект научной психологии.
Март 1896: Впервые употреблен термин ‘психоанализ’. Август
1897: Начат самоанализ.
1896: Отказ от ‘теории соблазнения’, начало рассмотрения детской сексуальности.
1898 — 1899: Пишет Толкование сновидений.
Октябрь 1902: Начало психоаналитических встреч по средам.
1905: Публикует Три очерка о детской сексуальности, остроумие и его отношение к бессознательному и описание случая Доры.
1906 — 1913: Сотрудничество с Юнгом. Октябрь
1907 — весна 1909: Анализ ‘Человека-Крысы’.
Апрель 1908: Первый международный психоаналитический конгресс в Зальцбурге.
Сентябрь 1909: Визит в Америку, лекции в университете Кларка.
Февраль 1910 — июнь 1914: Анализ ‘Человека-Волка’.
1914: Статья О нарциссизме, первое упоминание эго-идеала. Март-август
1915: Пишет двенадцать метапсихологических эссе (сохранилось пять).
1915 — 1917: В Венском университете прочитаны Вводные лекции.
1919 — 1920: В работе За пределами принципа наслаждения постулирован инстинкт смерти.
Апрель 1923: Первая операция по поводу рака. Публикует Я и Оно, сформулирована структурная теория психики.
Июль 1925: Пишет Торможение, Симптомы и Тревога.
Май 1933: В Берлине сжигают книги Фрейда.
Май 1936: Восьмидесятилетний юбилей. Членство в Королевском Обществе. бществе.
Июнь 1938: Переезд в Лондон.
23 сентября 1939: Умер.

психолог, вопросы психологии, психологическая консультация, помощь психолога Личности Фрейда и его детищу — психоанализу посвящена огромная, можно сказать необозримая, литература: философская, медицинская, психологическая, искусствоведческая, языковедческая, этнографическая и другая. «Личность Зигмунда Фрейда стала уже легендой» признала К.Б. Клеман — соавтор одной из немногих содержательных книг о психоанализе (Марксистская критика психоанализа М., 1975). И американский философ Г. Уэлс пишет о «двух гигантских фигурах»; И.П. Павлове и З. Фрейде создателях крупнейших, хотя и разных, научных школ о природе и механизмах психики в ее нормальных и патологических проявлениях (Павлов и Фрейд. М., 1959). Предисловие к этой содержательной книге написано известным академиком,, психиатром А.В. Снежневским, прославившимся не столько своими научными трудами, сколько «разоблачением» психиатров и невропатологов, «игнорировавших учение академика Павлова». Вот один из «перлов» его предисловия: «Концепция Фрейда является зловещим знамением эпохи — агонистической фазы развития капиталистического общества. Фрейдизм — это апокалипсис империализма».

Карл Густав Юнг
26 июля 1875: Родился в Кессвиле, на швейцарском берегу озера Констанца (кантон Тургау), в семье протестантского священника Иоганна Пауля Ахиллеса Юнга (1842-1896) и Эммы Юнг (урожденной Прайсверк).

психолог, вопросы психологии, психологическая консультация, помощь психолога 1879: Семья переезжает в Кляйн-Хунинген, недалеко от Базеля.
1895: Поступил в Базельский университет.
1898: Исследование медиумических опытов кузины Хелли Прайсверк.
1900: Окончил университет с отличием и степенью в медицине. Принят ассистентом в психиатрическую клинику Буржоли под руководством Э. Блейлера.
1902: Изучает психопатологию у Пьера Жане в Париже. Экспериментирует с тестом словесных ассоциаций. Защитил докторскую диссертацию «О психологии и патологии так называемых оккультных явлений».
1903: Женился на Эмме Раушенбах (1882-1955), дочери богатого промышленника.
1904-14: У Юнгов родились четыре дочери и сын.
1905: Юнг становится профессором Цюрихского университета, активно публикуется.
1907: Опубликована «Психология Dementia Praecox».
Март 1907: Приехав в Вену, впервые встретился с З. Фрейдом.
1908: Переезд в новый дом в Кузнахте, где Юнг прожил все остальные годы. Участие в Первом международном психоаналитическом конгрессе в Вене.
1909: Расширение частной практики привело к уходу из Буржоли. Чтение лекций в Штатах вместе с Фрейдом и Ференци.
1910: Стал президентом Международной психоаналитической ассоциации и редактором первого психоаналитического журнала «Jahrbuch». Завязывает отношения с Антонией Вольф.
1911: Опубликована первая часть книги «Трансформации и символы либидо».
1912: Опубликована вторая часть книги «Трансформации и символы либидо». Юнг рассматривает либидо в более широком смысле, чем Фрейд, — как психическую энергию вообще.
1913: Формальный разрыв отношений с Фрейдом. Юнг порывает с психоаналитическим движением, уходит с соответствующих постов и из Цюрихского университета.
1915: Активное изучение мифологии и сновидений.
1916: В Цюрихе создается Психологический клуб.
1918: Признание Самости как цели психического развития. Изучение гностицизма и мандал.
1920: Путешествие в Алжир и Тунис. К этому времени сформулированы практически все базовые принципы аналитической психологии.
1921: Опубликованы «Психологические типы».
1922: Покупает землю в Боллингене, кантон Сан Галл и строит «Башню» — место последующей работы и «центр» аналитической психологии.
1924: Посещение индейских резерваций в Нью-Мексико.
1925-26: Путешествия в Африку.
1927: Приступает к изучению алхимии.
1932: В Цюрихе Юнгу присуждена литературная премия.
1933: Организовано общество Эранос для проведения регулярных конференций по аналитической психологии. Юнг становится его президентом.
1933-39: Президент Медицинского общества психотерапии (позже — Международного), находившегося, практически, под контролем нацистов.
1933-42: Юнг — профессор Eidgenossische Technisch Hochschule.

Выготский Лев Семенович

Выготский Лев Семенович (1896-1934) — выдающийся советский психолог; ему, его школе, ученикам и последователям принадлежит центральная роль в развитии российской психологии в советский период.
психолог, вопросы психологии, психологическая консультация, помощь психолога
При построении новой — советской психологии — он стремился к ориентации на марксистскую методологию. Разработал учение о развитии высших психических функций в процессе опосредованного общением освоения индивидом ценностей культуры. Культурные средства, прежде всего знаки языка, служат своего рода орудиями, оперируя которыми субъект воздействует на другого, формирует собственный внутренний мир, приобретая способность управлять собственным поведением.
Психические функции, данные природой («натуральные»), преобразуются в функции высшего уровня развития («культурные»). Так, механическая память становится логической, ассоциативное течение представлений — целенаправленным мышлением или творческим воображением, импульсивное действие — произвольным и т. п. «Всякая функция в культурном развитии ребенка, — пишет Выготский,- выходит на сцену дважды, в двух планах, — сперва социальном, потом — психологическом. Сперва между людьми как категория интерпсихическая, затем внутри ребенка как категория интрапсихическая» («История развития высших психических функций», 1931).
Зарождаясь в прямых социальных контактах ребенка со взрослыми, высшие функции затем «вращиваются» в его сознание. Этот процесс перехода извне вовнутрь был назван интериоризацией. В последующих работах Выготский делает упор на исследование значения словесного знака, то есть на сопряженного с ним (преимущественно интеллектуального) содержания. Совместно с учениками он разработал экспериментально обоснованную теорию умственного развития ребенка, проследив основные стадии преобразования значений в онтогенезе. («Мышление и речь», 1934).
Эти исследования он тесно связывал с проблемой обучения и его воздействия на умственное развитие, охватывая широкий круг проблем, имеющий большое практическое значение. Среди выдвинутых им в этом плане идей особую популярность приобрело положение о «зоне ближайшего развития», согласно которому только то обучение является эффективным, которое забегает вперед развития», как бы тянет его за собой, выявляя возможности ребенка решить при участии педагога те задачи, с которыми он самостоятельно справиться не может. Принцип развития сочетался в трудах Выготского с принципом системности. Он разработал понятие о «психологических системах», под которым понимались целостные образования в виде различных форм межфункциональных связей (например, связей между мышлением и памятью, мышлением и речью).
В построении этих систем главная роль придавалась Выготским сначала знаку, а затем значению как «клеточке», из которой разрастается ткань человеческой психики в отличие ее от психики животных. Выготским также был предложен принцип единства «аффекта и интеллекта», утверждавший необходимость исследования умственного развития в его нераздельной сопряженности с развитием мотивационным.
Внимание Выготского к методологической проблематике проявилось также в проведенном им анализе состоянии мировой психологии на тот период времени — исследовании путей развития психологии и причин ее кризиса в начале ХХ века (работа «Исторический смысл психологического кризиса», 1927).
Показав закономерный характер распада психологии на отдельные направления, каждое из которых предполагает собственное, несовместимое с другими понимание предмета и методов психологии, Выготский утверждал необходимость преодоления этой тенденции к распаду, для чего требуется создание особой дисциплины «общей психологии» как учения об основных общих понятиях и объяснительных принципах, позволяющих этой науке сохранить свое единство.
Вместе в Выготским в разработке его теории организации и развития психической деятельности, названной культурно-исторической, участвовали и его ученики и соратники, среди которых следует отметить выдающихся отечественных ученых — А.Н.Леонтьева и А.Р.Лурия. Хотя ранняя смерть не позволила Выготскому реализовать многие перспективные программы, его идеи, раскрывшие механизмы и законы культурного развития личности, развития ее психических функций (внимания, речи, мышления, аффектов) наметили принципиально новый подход к коренным вопросам формирования этой личности.
Это существенно обогатило практику обучения и воспитания нормальных и аномальных детей. Идеи Выготского получили широкий резонанс во всех науках, исследующих человека, в том числе в лингвистике, психиатрии, искусствознании, этнографии, социологии, дефектологии и др. Они определили целый этап в развитии гуманитарного знания в России и поныне сохраняют свой эвристический потенциал.

Адлер Альфред
Адлер Альфред (1870-1937) — австрийский психолог, ученик Фрейда, основатель школы ‘индивидуальной психологии‘.
психолог, вопросы психологии, психологическая консультация, помощь психолога Получил медицинское образование в Венском университете (1895), занимался исследованиями психопатологических симптомов. В 1902 познакомился с Фрейдом и стал участником его дискуссионного кружка. Адлер с самого начала скептически относился к фрейдовскому методу толкования сновидений и объяснения психических расстройств сексуальными факторами, отвергал концепции ‘либидо’ и ‘Эдипова комплекса’. В 1907 опубликовал книгу ‘Исследование неполноценности органов и ее психической компенсации’, негативно встреченную Фрейдом; в 1911 окончательно с ним разошелся, основав собственное направление в психологии — ‘индивидуальную психологию’. В 1914 основал журнал ‘Internationale Zeitschrift fur Individualpsychologie’, в 1924 — Междунар. ассоциацию индивидуальной психологии. В 1926 читал лекции в Колумбийском ун-те. В 1932 переехал в США, занимался преподаванием.
Адлер исходил из того, что человеческая психология детерминируется факторами особого порядка и не может быть сведена к физиологическим или биологическим причинам; чистая каузальность действует лишь в мире неодушевленных объектов и совершенно недостаточна для объяснения человеческой жизни, ключевую роль в которой играют долженствование и целеполагание. (Эта методологическая установка определила несогласие Адлера с теорией сексуальности Фрейда, его концепцией либидо и редукционистскими моделями объяснения, сводившими психические процессы в конечном счете к биологическим первоосновам.) По мнению Адлера, объяснение психических процессов и поведения индивида требует прежде всего выявления его цели, или целевой установки. Целевая установка (часто самим индивидом не сознаваемая) определяет ‘линию жизни’ индивида, его ‘жизненный план’, который так или иначе реализуется во всех поступках человека и определяет долговременную стратегическую направленность его поведения. Адлер отказался от причинного объяснения и поставил на его место телеологический подход.
Основной, общей целью каждого индивида Адлер считал стремление к власти и превосходству, крое может в каждом конкретном случае принимать разные формы. Эта цель предопределена тем фундаментальным фактом, что каждому человеку в детстве присуще чувство неполноценности по отношению к родителям, братьям и сестрам и к окружающим. Стремление к превосходству призвано компенсировать ‘вездесущее человеческое чувство неполноценности’ и иногда может принимать болезненные формы сверхкомпенсации (например, у невротиков). ‘Жизненный план’, сформированный целью достижения превосходства, представляет собою стержень психической жизни индивида, ее объединяющий принцип.
Придерживаясь целостного, холистического подхода, Адлер считал, что человека всегда следует рассматривать в контексте его окружения и что знание о человеке невозможно без выяснения ‘отношения человека к своим социально установленным задачам’. Человек живет в обществе, и окружающая культура всегда устанавливает опр. границы для реализации его стремления к превосходству. Помимо стремления к превосходству у человека имеется также ‘чувство общности’: ‘Его телесность требует от него единения; язык, мораль, эстетика и разум стремятся к общепринятости, предполагают ее; любовь, работа, человеческая сопричастность являются реальными требованиями совместной человеческой жизни. Эти нерасторжимые реальности атакует или пытается их хитроумно обойти ‘стремление к личной власти’. Чувство общности и стремление к превосходству являются основными факторами человеческого поведения: первое становится его ограничивающим принципом, второе — направляющим.
Стремление к превосходству имеет бесчисленные формы проявления. В зависимости от конкретных сфер его приложения оно может выражаться в антисоциальном поведении, но и превращаться иногда в источник высоких культурных достижений, мощный фактор культурного прогресса.
Невроз Адлер понимал как ‘ошибочную с позиций культуры попытку избавиться от чувства неполноценности’, как бунт против общества, выражающийся в уклонении индивида путем внутренних противодействия от всякого принуждения со стороны общества. В мировосприятии невротика представление о принуждении претерпевает значительное расширение: социальные феномены — в т.ч. такие в нормальном случае привычные явления, как логика, эстетика, любовь, забота о ближнем, сотрудничество и язык, — остро воспринимаются невротиком как принудительные и чувствуются им как нечто ущемляющее его внутреннее стремление к превосходству. Уклонение от участия в субъективно принудит, формах социальной жизни ведет к изоляции невротика от общества, проявляющейся в установлении им нестандартных ‘частных логик’, нарушениях речи, соматических невротических симптомах, сексуальных проблемах, разрушении его способности к общению. Стремление к сверхкомпенсации, часто свойственное невротику, оказывает влияние на стиль его мышления и определяет доминирование в его ‘апперцепционной схеме’ жестких дихотомических дистинкций (‘вверху-внизу’, ‘победитель-побежденный’, ‘мужское-женское’, ‘все-ничто’ и т.п.).
Формирование ‘невротического плана’, с точки зрения Адлера, может происходить как под влиянием физиологических факторов (напр., неполноценности органов), так и под влиянием социальных факторов, главным образом особенностей ‘семейной конституции’. Как и другие исследователи психоаналитического направления, Адлер считал, что невротическая установка складывается у индивида в первые годы жизни. Основное средство лечения неврозов — выявление у пациента его индивидуальной целевой установки, доведение ее до его осознания, развитие у пациента социального чувства и возвращение его в общество.
Социально-психологический уклон в психологической концепции Адлера оказал влияние на теоретические концепции неофрейдистов (Г. Салливан, Хорни, Фромм и др.); однако сама ‘индивидуальная психология’ как действующая научная школа после 20-х гг., на которые пришелся пик ее известности и популярности, практически утратила свое влияние.

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s