Психологические термины 7

Оно
Теоретический конструкт концепции личности З. Фрейда. Аспекты личности, содержание которых является бессознательным и врожденным, закрепленным в конституции человека. Характеризуется чувственностью, алогичностью, свободой от социальных запретов и ограничений. Признавалось самой низшей подструктурой психического, которая руководствуется принципом удовольствия и находится в конфликте с Я и Сверх-Я.

Онтогенез
Процесс развития индивидуального организма. В психологии онтогенез — формирование основных структур психики индивида в течение его детства; изучение онтогенеза — главная задача детской психологии

Оперативный порог
Количественный показатель, выражающий собой максимальную для данных условий скорость и точность приема и переработки информации человеком-оператором на протяжении определенного времени. При таких характеристиках сигналов по интенсивности, длительности, пространственным параметрам, которые близки к пороговым, скорость и точность различения сигналов минимальны, а утомление — максимально. При увеличении этих характеристик скорость и точность различения возрастают, но до определенного предела, который носит название ‘переломных точек’, при достижении которого параметры приема информации уже не улучшаются.

Оптимизм
Система представлений о мире с выраженным позитивным отношением к настоящему сущему и предстоящему будущему. Проявляется в светлом эмоциональном тоне восприятия жизни и ожидания будущего.

Опыт
Результат практической и познавательной деятельности. Единство знаний и умений.

Орган чувств
Понятие, синонимичное понятиям ‘анализатор’, ‘сенсорная система’. Выделяют пять органов чувств: орган зрения, орган слуха, орган вкуса, орган обоняния, орган осязания. Этот список можно расширить за счет других морфологически и функционально особенных сенсорных систем.

Ориентировочная деятельность
Поведение, основанное на обследовании окружающих предметов с целью формирования образа того пространства, в котором должно осуществляться предметное действие.

Ориентировочная реакция
Реакция организма на новый и/или неожиданный раздражитель. Проявляется в виде двигательных и вегетативных компонентов (поворот глаз в сторону источника раздражения, повышение мышечного тонуса, изменение частоты сокращения сердца и т.д.). Если раздражитель не имеет биологической значимости, ориентировочная реакция постепенно угасает. Угасание ориентировочной реакции называют привыканием (отрицательное научение). Причиной обобщенной, максимизированной ориентировочной реакции является отсутствие в памяти нервной системы информации, необходимой для осуществления прогнозирования — стратегии управления, обеспечивающей минимальное действие минимальной структурой.

Ответственность
Свойство личности, формирующееся в результате принятия индивидом предъявляемых к нему внешних требований. Различают ответственность юридическую, моральную и др. Ответственность является основой дисциплинированности и организованности.

Отреагирование
Психоаналитическое понятие. Снятие эмоционального напряжения, которое достигается за счет проигрывания — в особо организованных условиях — ситуаций, приведших к негативному эмоциональному переживанию.

Ощущение
Построение образов отдельных свойств предметов окружающего мира в процессе непосредственного взаимодействия с ними. В классификациях ощущений используются разные основания. По модальности выделяют зрительные, вкусовые, слуховые, осязательные и другие ощущения. По нервно физиологическому субстрату выделяют экстерорецептивные, проприорецептивные и интерорецептивные ощущения. По генетическому основанию (Г. Хэд,1918) выделяют более древнюю протопатическую и более молодую эпикритическую чувствительность.

Память
Когнитивный процесс, состоящий в запоминании, сохранении, восстановлении и забывании приобретенного опыта. В наиболее простой формой память реализуется как узнавание ранее воспринимавшихся предметов, в более сложной форма предстает как воспроизведение в представлении предметов, которые не даны в настоящее время в актуальном восприятии. Узнавание и воспроизведение также могут быть произвольными и непроизвольными. В настоящее время память рассматриваются в контексте других когнитивных процессов (Р. Аткинсон, А. Бэддели, П. Линдсей, Д. Норман, Д. Румельхарт).

Парапсихология
Дисциплина, изучающая взаимодействия человека с окружающим миром, не вписывающиеся в общепринятую картину мира. Выделяется два основных направления парапсихологических исследований:

1. Исследование чувствительности организма, не основанной на работе известных органов чувств (экстрасенсорное восприятие);
2. Исследование воздействия организма на внешние явления без посредства физических действий (психокинез). В современной парапсихологии выделяются следующие формы экстрасенсорной чувствительности: телепатия, ясновидение, предвещание, лозоискательство, парадиагностика. Феномены психокинеза особенно значимы в парамедицине.

Пассивный словарь
Лексический массив, элементы которого более или менее точно понимаются воспринимающим их человеком. По объему он больше, чем активный словарь.

Патопсихология
Отрасль психологии, изучающая особенности психической деятельности при психических или соматических заболеваниях.

Первичные и вторичные процессы
Термины, введенные австрийским психологом и врачом З. Фрейдом. Первичные психические процессы — бессознательные процессы, вторичные (связанные со словесными представлениями) — сознательные. Первичные процессы онтогенетически и филогенетически более ранние, чем вторичные. Например, страх, управляемый в соответствии с принципом удовольствия (уменьшение неудовольствия, связанного с напряжением) — первичный процесс (первичная эмоция), логическое мышление, управляемое в соответствии с принципом реальности — вторичный процесс.

Периодизация психического развития
Выделение в онтогенезе качественно своеобразных ступеней психического развития. В разных моделях задействованы разные стадии, используемые для их выделения критерии также различны. У З. Фрейда — направленность либидозной энергии, у Э. Эриксона — центральные задачи возраста, у Д.Б. Эльконина — смена ведущих типов деятельности.

Поведение
Целеориентированная активность животного организма, служащая для осуществления контакта с окружающим миром. В основе поведения лежат потребности животного организма, над которыми надстраиваются исполнительные действия, служащие их удовлетворению. Генезис форм поведения обусловлен усложнением условий среды обитания, в частности переходом из гомогенной в предметную, а затем социальную среду.

Поведенческая тера
Поведенческая терапия, будучи видом специфического научения, опирается на принципы классического и оперантного обусловливания, при учете данных социальной психологии и психологии развития. В дальнейшем принципы поведенческой терапии разрабатывались Х. Айзенком, Дж. Вольпе, А. Бандурой и др.

Познание
Высшая форма отражения объективной реальности. В познании существуют разные уровни: чувственное познание, мышление, эмпирическое и теоретическое познание. Выделяют две формы познания: познание, направленное на получение знания, неотделимого от индивидуального субъекта (например, восприятие, представление), и познание, направленное на получение объективированного знания, существующего вне отдельного индивида (например, научные тексты). Познание является предметом исследования когнитивной психологии.

Политическая психология
Отрасль психологии, изучающая политическое поведение человека, касающегося проблем как внешней политики (война, терроризм, политические решения, этнические конфликты, восприятие партнеров переговоров), так и внутренней (политическое участие, дискриминация меньшинств, формирование политических ориентаций). Методы, которые используются в политической психологии, ориентированы по преимуществу на анализ индивидуального поведения (контентанализ, интервью, фокус-группы, тесты, экспертные оценки).

Половая роль
Социальная модель поведения, включающая в себя ожидания и требования, адресуемые обществом людям мужского и женского биологического пола. Специфика половых ролей исторически изменчива.

Пороги ощущений
Качественные показатели чувствительности анализатора. Выделяют абсолютный (верхний и нижний), дифференциальный и оперативный пороги ощущений.

Поступок
Личностная форма поведения, в котором осуществляется самостоятельный выбор целей и способов поведения, часто противоречащий общепринятым правилам.

Потребность
Состояние индивида, создаваемое испытываемой им нуждой в объектах, необходимых для его существования и развития, и выступающее источником его активности. Развитие человеческих потребностей осуществляется за счет общественно обусловленного развития их предметов. Потребности подразделяют по характеру деятельности (оборонительная деятельность, пищевая, половая, познавательная, коммуникативная, игровая). Субъективно потребности репрезентируются в виде эмоционально окрашенных желаний, влечений, стремлений, а их реализации — в виде оценочных эмоций.

Потребность в идентичности
Теоретический конструкт, объясняющий человеческую мотивацию, автор — Э. Фромм. Потребности чувствовать свою уникальность, неповторимость

Практическое мышление
Мышление, в котором решение проблем осуществляется во внешней практической деятельности. В отличие от теоретического мышления здесь не ставится задача выработки новых методологических средств, которые можно переносить в принципиально иные ситуации.

Представление
Наглядный образ предмета, воспроизведенный по памяти в воображении. Образы представлений, как правило, менее ярки и менее детальны, чем образы восприятия, но в них находит отражение самое характерное для данного предмета. При этом степень обобщенности того или иного представления может быть различной, в связи с чем различают единичные и общие представления. Посредством языка, привносящего в представление общественно выработанные способы логического оперирования понятиями, происходит перевод представления в абстрактное понятие.

Привычка
Ставшая постоянной, обычной какая-либо склонность, потребность совершать те или иные действия, поступки. Умение, навык, ставший обыкновением.

Привязанность
Поиск и установление эмоциональной близости с другим человеком. Первичной является привязанность младенца к матери — у ребенка существует врожденная потребность находятся в непосредственной близости с другим человеком. На ее основе осуществляется развитие ребенка в первые годы его жизни. При адекватном формировании привязанности к матери ребенок может осуществлять активную исследовательскую деятельность в незнакомой обстановке и не реагировать паникой при приближение незнакомого человека, обращаясь к матери как надежной защите. При невозможности установления привязанности могут развиваться реакции пассивности и возникать психические нарушения (госпитализм).

Привязанность
Поиск и установление эмоциональной близости с другим человеком. Первичной является привязанность младенца к матери — у ребенка существует врожденная потребность находятся в непосредственной близости с другим человеком. На ее основе осуществляется развитие ребенка в первые годы его жизни. При адекватном формировании привязанности к матери ребенок может осуществлять активную исследовательскую деятельность в незнакомой обстановке и не реагировать паникой при приближение незнакомого человека, обращаясь к матери как надежной защите. При невозможности установления привязанности могут развиваться реакции пассивности и возникать психические нарушения (госпитализм).

Принцип единства сознания и деятельности
Один из основных принципов деятельностного подхода в психологии, сформулированный С.Л. Рубинштейном в 30-е гг. В его контексте деятельность и сознание рассматриваются не как две формы проявления чего-то единого, различающиеся по средствам эмпирического анализа, а как две инстанции, образующие нерасторжимое единство.

Принятие роли
Принятие индивидом позиции (статуса) и образа поведения, одобренных конкретной социальной группой.

Проблемная ситуация
Осознание, возникающее при выполнении практического или теоретического задания, того, что ранее усвоенных знаний оказывается недостаточно, и возникновение субъективной потребности в новых знаниях, реализующейся в целенаправленной познавательной активности.

Проекция
Психологический механизм, впервые рассмотренный З. Фрейдом, работа которого обеспечивает эмоциональное разрешение за счет бессознательного приписывания субъектом его собственных мыслей, переживаний, вытесненных мотивов и черт характера самого индивида другим людям. Эффект проекции лежит в основе проективных психодиагностических методик.

Психика
Форма взаимодействия животного организма с окружающей средой, опосредствованная активным отражением признаков объективной реальности. Активность отражения проявляется прежде всего в поиске и опробовании будущих действий в плане идеальных образов.

Психические свойства
Это индивидуальные особенности психической деятельности конкретного человека, особенности его психического состояния, его межличностных и личностно-социальных отношений, которые позволяют описывать и прогнозировать его поведение, направление и динамику психического развития. Иногда для. в качестве синонима используются понятия «психические качества», «психологические характеристики», «психодиагностические параметры» и т.п.

Психические состояния
Разновидность психических свойств, имеющих, как минимум, 2 отличительные особенности:

1) неустойчивость во времени, кратковременность,
2) глобальность — в момент возникновение психическое состояние глобально воздействует почти на все другие психические процессы и свойства. В психологии принято различать два вида психических состояний функциональные состояния и эмоциональные состояния.

Психическое здоровье
Состояние организма, при котором правильно, нормально осуществляются психические функции. Условием для наличия психического здоровья является состояние полного физического, психического, духовного и социального благополучия. Таким образом, состояние психического здоровья не обусловливается только лишь отсутствием заболевания. Противоположное состояние — психическая болезнь (психозы, психоневрозы, поведенческие расстройства). Промежуточные между ними — пограничные (экстремальные) состояния.

Психоанализ
Психологическое направление, основанное австрийским психиатром и психологом З. Фрейдом в конце ХIХ в. В центре внимания — движущие силы душевной жизни (мотивы, желания). В структуре психики выделены три уровня: сознательный, подсознательный, бессознательный. Для связи бессознательного с другими уровнями служит цензура, которая вытесняет осуждаемые личностью чувства, мысли и желания в область бессознательного и не допускает обратный прорыв в сознание вытесненного содержания. Но бессознательное все же проявляется в поведении и психике человека — в обмолвках, сновидениях, неврозах. Осознание этого в процессе психоаналитической терапии ведет к устранению болезненных симптомов.

Психогенетика
Раздел психологии, использующий данные генетики и генеалогический метод. Предметом психогенетики является взаимодействие наследственности и среды в формировании межиндивидуальной изменчивости психологических свойств человека (когнитивных и двигательных функций, темперамента). Основными методами психогенетики являются: популяционный, генеалогический, метод приемных детей и метод близнецов. Полученные в психогенетике данные говорят в пользу того, что индивидуальные особенности психики определяются наследственностью в значительной степени.

Психодиагностика
Технологический процесс постановки психологического диагноза. Включает в себя разработку требований к измерительным инструментам, конструирование и апробацию методик, выработку правил обследования, обработку и интерпретацию результатов. В основе психодиагностики лежит психометрика, занимающаяся количественным измерением индивидуально-психологических различий и использующая такие понятия, как репрезентативность, надежность, валидность, достоверность. К основным психодиагностическим методикам относятся тесты интеллекта, достижений, специальных способностей; опросники для выявления интересов, ценностных ориентаций личности и т.д.

Психолингвистика
Раздел психологии, посвященный исследованию речевого поведения, самостоятельный предмет которого был сформулирован в 1950-х гг. Занимается описанием сообщений на основе изучения механизмов порождения и восприятия речи, функций речевой деятельности в обществе, связи между коммуникационными сообщениями и свойствами участников коммуникации (превращение намерений говорящего в сообщения, интерпретация его слушающим), связи языкового развития с развитием личности.

Психологическая готовность к школьному обучению
Сформированность у ребенка психологических свойств, без которых невозможно успешное овладение учебной деятельностью в школе. Выделяют: общую психологическую готовность, о которой свидетельствуют показатели интеллектуального и сенсомоторного развития, и специальную, о которой свидетельствуют достижения по программам дошкольного обучения (счет в пределах десяти, скорость чтения) и общую личностную готовность как интегративный показатель уже достигнутого психического развития (произвольность деятельности, адекватность общения со взрослым и сверстником, положительное отношение к школе и обучению).

Психологическая дистанция
Степень эмоционально-ценностной близости и взаимной заинтересованности, которую переживают участники общения. Этап установления контакта во всяком психологическом эксперименте, и особенно в диалоговых психодиагностических методиках, предусматривает определенное сокращение ПД между исследователем и испытуемым.

Психологическая защита
Система механизмов, направленных на минимизацию отрицательных переживаний, связанных с конфликтами, которые угрожают целостности личности. Подобные конфликты могут провоцироваться как противоречивыми установками личности, так и рассогласованием внешней информации и сформированного у личности образа мира и себя. За счет психологических механизмов, как правило, достигается лишь относительное личностное благополучие, так как человек лишает себя возможности воздействовать на ситуацию, чтобы устранить источник отрицательных переживаний. Наиболее позитивную роль психологическая защита имеет тогда, когда возникающие проблемы малозначимы и не стоят того, чтобы ими заниматься.

Психологическая коррекция
Оказание психологической помощи клиентам, нуждающимся в устранении психической дисгармонии, нарушении стройного сочетания, утраты наилучшего взаимного соответствия психических функций.

Психологическая саморегуляция
Целенаправленное изменение работы различных психофизиологических функций, для осуществления которого требуется формирование особых средств контроля за деятельностью.

Психологический климат
Преобладающая и относительно устойчивое отношение членов коллектива друг к другу и к труду от которого зависит эффективность труда коллектива. Наилучший социально-психологический климат формируется тогда, когда достигается наиболее близкое соответствие объективных возможностей субъективным притязаниям каждого члена коллектива относительно следующих аспектов деятельности: 1.Выбора индивидуального способа самоорганизации деятельности. 2.Обновления элементов предметных или коммуникативных аспектов деятельности. 3.Признания индивидуальной неповторимости. 4.Самовыражения. 5.Психической напряженности деятельности. 6.Определенности объективных условий деятельности.

Психологический возраст
Уровень умственного и личностного развития человека (ребенка), выраженный в виде ссылки на тот возраст, представители которого в среднем показывают данный уровень.

Психологический тест
Краткая психодиагностическая методика, предполагающая стандартизированную процедуру проведения, количественную формализованную процедуру обработки результатов и подсчета тестовых показателей, готовый перечень рекомендаций по интерпретации полученных показателей. В типичном случае тест состоит из набора отдельных заданий с закрытым перечнем вариантов ответа, предложенных испытуемому для выбора, инструкции по проведению, ключей, норм и инструкции по интерпретации.

Психология
Наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности. Предметом изучения в психологии на разных этапах ее развития выступали: душа, сознание, поведение человека и др. В отечественной психологии в ходе разработки основных проблем сформировался ее категориальный аппарат, в котором выделяются категория образа, мотива, действия, личности, деятельности и т.д.

Психология обучения
Раздел педагогической психологии, занимающийся изучением формирования познавательной деятельности. Основой психологии обучения является мысль, что учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся должен осуществляться с ориентировкой на тот уровень , который может быть ими достигнут завтра. При этом обучение представляет собой не просто передачу знаний, а формирование мотивации и личности.

Психология сравнительная
Сравнительная психология научная дисциплина, посвященная анализу эволюции психики. В ее рамках происходит интеграция данных, полученных в зоопсихологии, исторической и этнической психологии. В сравнительно-психологическом анализе онто- и филогенеза делаются заключения как о схожести ряда психических процессов животных и человека, так и об качественных различиях, обусловленных действием социально-исторических факторов, приведших к возникновению и развитию трудовой деятельности, общественной жизни, членораздельной речи и сознания человека.

Психология творчества
Раздел психологии, изучающий процесс научных открытий, изобретений, создания произведений искусств.

Психология труда
Область психологии, изучающая закономерности проявления и формирования в труде различных психологических механизмов. Выделяются следующие основные направления исследований: рационализация труда и отдыха, динамика работоспособности, формирование профессиональной мотивации и профессиональной пригодности, оптимизация отношений в трудовых коллективах. В качестве методов используются естественный и лабораторный эксперимент, наблюдение, интервью, анкетные обследования, тренажеры, трудовой метод изучения профессий.

Психопатия
Стойкая аномалия характера, присущая человеку с юности. Психопатии являются пограничными состояниями между психической болезнью и здоровым человеком. У психопатов налицо определенные дефекты психической сферы, некий инфантилизм. Обычно является следствием врожденного дефекта, но может быть вызвано и влиянием среды.

Психосемантика
Раздел психологии, изучающая развитие и функционирование системы значений индивида. Основные проблемы, которые здесь ставятся, следующие: исследование существования значений в индивидуальном сознании в виде образов, знаков, символов, символических действий, влияния на них эмоциональных и мотивационных факторов. Основным методом психосемантики является построение субъективных семантических пространств.

Психосоматика
Направление в психологии, исследующее влияние психических факторов (душевных переживаний) на возникновение разнообразных соматических (телесных) заболеваний.

Психотерапия
Оказание психологической помощи людям при различных психологических затруднениях. Может проводиться в индивидуальной (например, индивидуальное консультирование) и групповой (игры и дискуссии) формах. В зависимости от используемой модели развития, функционирования и нарушений психики выделяют различные психотерапевтические подходы: психоаналитический, необихевиористский, когнитивный, гуманистический, нейролингвистическое программирование.

Психофизиология
Раздел психологии, посвященный изучению роли биологических факторов, в том числе свойств нервной системы, в реализации психической деятельности. В зависимости от исследовательской области выделяют психофизиологию ощущений и восприятий, речи и мышления, эмоций, внимания, произвольных действий, дифференциальную психофизиологию.

Психофизический параллелизм
Философский постулат, в соответствии с которым психические и физиологические процессы должны рассматриваться независимо друг от друга как параллельно развертывающиеся.
Психологические термины >> , 3,4,5,6,7,8,9

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s