Психологические термины 8

Раздражимость
Способность живых организмов реагировать на внешние воздействия изменениями, которые могут включать в себя широкий репертуар реакций, начиная с диффузных реакций протоплазмы у простейших и кончая сложных, высокоспециализированных реакций человека.

Ранний возраст
Стадия психического развития ребенка от 1 года до 3 лет. В этом временном интервале происходят следующие события индивидуального развития:

1. Формируется ходьба, мелкая моторика, за счет чего существенно расширяются возможности познания окружающего мира;
2. Формируются когнитивные процессы;
3. Происходит овладение пассивной и активной речью;
4. Становятся более определенными аффективная и волевая сферы, формируется самосознания. Ведущей в этом возрасте выступает предметно-манипупятивная деятельностью, в рамках которой происходит овладение культурно фиксированными способами употребления предметов.

Рассеянность
Уменьшение способности человека к сосредоточенному целенаправленному поведению в результате снижения уровня активности и концентрации внимания. Возможными причинами могут быть экстремальные состояния или заболевания.

Рационализация
Форма психологической защиты. Характеризуется тем, что при ее реализации происходит рациональное объяснение индивидом своих желаний и действий, котрые в действительности обусловлены иррациональными влечениями, которые социально или личностно неприемлемы.

Реактивные состояния
Клинические состояния. Обусловлены достаточно локальным по времени действием психической травмы. Виды: — реактивная депрессия, которая характеризуется заторможенностью, угнетенностью; — аффективно- шоковые реакции, которые характеризуются паникой, беспорядочной двигательной активностью, в других случаях ступором.

Регрессия
Форма психологической защиты. Характеризуется тем, что при ее реализации происходит возврат к более примитивным формам поведения и мышления, которые были свойственны для более ранней стадии онтогенетического развития.

Релаксация
Состояние покоя, связанное с полным или частичным мышечным расслаблением. Разделяют долговременную релаксацию, которая происходит во время сна, гипноза, при фармакологических воздействиях, и относительно кратковременную, которая сменяется напряжением. Эффект релаксации используется как отдельный элемент в психотерапии (аутогенная тренировка, двигательная терапия, варианты с биологической обратной связью).

Реминисценция
Воспроизведение спустя некоторое время после запоминания того, что при непосредственном воспроизведении было недоступно. Этот эффект может наблюдаться при работе с различным вербальным или наглядным материалом, в качестве которого могут выступать тексты, стихи, списки, картинки, предметы, особенно если материал, является логически связанным, большим по объему и имеющим на человека эмоциональное воздействие. Особенно часто наблюдается в дошкольном возрасте и у младших школьников.

Ретроспекция
Мысленное выстраивание прошедших событий жизни в определенный временной ряд.

Рефлекс
Ответная реакция живого организма, обусловленная воздействием какого-либо определенного фактора внешней или внутренней среды на анализатор, проявляющаяся в сокращении мышц, выделении секреции. Обычно выделяются условные и безусловные рефлексы.

Рефлексия
Размышление о самом себе, познание и анализ собственных психических процессов и состояний. Нарушает жизнь человека и снижает его адаптацию как при избытке, так и при недостачи самопознания.

Рецептор
Периферическая структура сенсорной системы, воспринимающая воздействие среды и преобразующая его в возбуждение, распространяющееся в центральные структуры сенсорной системы.

Речь
Исторически сложившаяся форма общения людей посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определенных правил. Правила языкового конструирования имеют этноспецифические особенности, которые выражаются в системе фонетических, лексических, грамматических и стилистических средств и правил общения на данном языке. Речь тесно интегрирована со всеми психическими процессами человека

Ригидность
Трудность в изменении намеченной программы деятельности (например, каково-то поведения) в условиях, объективно требующих ее перестройки.

Ролевая игра
Многофункциональная диалоговая диагностическая и коррекционно-тренинговая методика, в которой моделируются условия для выявления определенных психических свойств в ходе условно-игрового взаимодействия испытуемого с другими людьми — партнерами по ролевой игре

Ролевая игра детей
Преобладающая для детей дошкольного возраста форма игры, в которой происходит игровое моделирование детьми действий и взаимоотношений взрослых людей. За счет возникновения сильных эмоциональных переживаний, связанных с содержанием самой роли, с качеством ее выполнения всеми участниками игры, с реализацией общего сюжета, опыт игры оказывает очень существенное влияние на развитие личности ребенка. В ее контексте происходит формирование важнейших новообразований этого периода детства: овладение знаково-символической функцией, развитие воображения, становление элементов произвольного контроля за поведением.

С-тип личности
Характеристики личности. Система признаков, полученных при помощи личностных тестов и характеризующих индивидов, принадлежащих к группе риска заболевания раком. Среди этих признаков ведущая роль признается за подавлением отрицательных эмоций. Наиболее характерными являются тенденция избегать конфликтов и стрессов, непроявление эмоций, стремление полагаться исключительно на себя, но при скрытой зависимости от других.

Самоактуализирующаяся личность
Характеристика личности, автор А. Маслоу. Для самоактуализирующейся личности свойственны следующие качества: лучшее принятие себя, других, окружающего мира; увеличение спонтанности поведения; способность концентрироваться на проблеме; эмоциональная независимость, богатая внутренняя жизнь; автономия и способность противостоять социальному натиску; зрелость чувств; лучшее понимание человека как человека (вне социальных клише); улучшение межчеловеческих взаимоотношениях; демократические признаки в собственном характере; усиление креативности.

Самооценка
Ценность, которая приписывается индивидом себе или отдельным своим качествам. В качестве основного критерия оценивания выступает система личностных смыслов индивида. Главные функции, которые выполняются самооценкой, — регуляторная, на основе которой происходит решение задач личностного выбора, и защитная, обеспечивающая относительную стабильность и независимость личности. Значительную роль в формировании самооценки играют оценки окружающих личности и достижений индивида.

Самосознание
Осознанное человека своего общественного статуса и своих жизненно важных потребностей.

Самоутверждение
Стремление индивида к достижению и поддержанию определенного общественного статуса, часто выступающее как доминирующая потребность. Это стремление может проявляться как в реальных достижениях в той или иной области, так и в отстаивании своей значимости перед другими путем лишь словесных заявлений.

Сангвиник
Тип темперамента в классификации Гиппократа. Человека сангвинического темперамента можно охарактеризовать как живого, подвижного, быстро отзывающегося на окружающие события, сравнительно легко переживающего неудачи и неприятности.

Сверх-Я
Теоретический конструкт структуры психического З. Фрейда. Аспекты личности, содержание которых образовано интериоризацией системы социальных (моральных) норм на основе поощрения или наказания родителями. Высшая, но принадлежащая бессознательному, инстанция структуры психического, выполняющая роль внутреннего цензора. Возникает после исчезновения Эдипова комплекса.

Свойства нервной системы
Это врожденные (закодированные генетически, заданные в конституции организма) физиологические особенности функционирования центральной нервной системы (головного мозга), определяющие динамику протекания психических процессов — интенсивность, устойчивость, скорость и т.п. Наиболее распространенной до последнего времени классификацией СНС является классификация, предложенная И.П. Павловым, основанная на трех свойствах, названных Павловым «основными»: это сила, уравновешенность, подвижность.

Селективность восприятия
Свойство восприятия. Характеризуется избирательным выделением в сенсорном поле каких-либо отдельных признаков. Более отчетливо воспринимаемый объект, на который ориентировано восприятие, субъективно интерпретируется как ‘фигура’, а все остальные объекты воспринимаются как ее ‘фон’. В первую очередь выделяются такие признаки сенсорного поля, которые обладают относительно большей интенсивностью, качественным отличием от других. При выполнении индивидом той или иной задачи, избирательно воспринимаются такие признаки, которые в какой-то мере соответствуют содержанию этой задачи.

Сенсорная система
Совокупность структур, воспринимающих минимальную и достаточную информацию о среде и/или о состоянии организма (тела), необходимую для организации поведения. К сенсорным системам относят: зрительную, слуховую, вестибулярную, вкусовую, обонятельную, соматосенсорную систему. Последняя — воспринимает соматовисцеральную информацию о состоянии организма. Это тактильная (давление, прикосновение, вибрация), температурная, проприоцептивная (положение членов тела в пространстве), интероцептивная (от внутренних органов), осморецептивная, болевая и некоторые другие виды информации.

Сигнальные системы
Качество, выделяющее животные организмы из живого мира, характеризующееся возникновением ориентировки на признаки окружающей среды. В соответствии с терминологией И.П. Павлова, разделяют первую и вторую сигнальные системы.

Смелость
Волевое качество личности. Психическая готовность к преодолению трудностей, препятствий.

Смысловой барьер
Непонимание, возникающее при общении, обусловленное тем, что участники общения приписывают одним и тем же событиям разный смысл и видят в их глубине разную мотивацию.

Совесть
Способность личности осуществлять самоконтроль, самостоятельно формулировать для себя нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения и производить самооценку совершаемых поступков. Совесть проявляется как в форме рационального осознания нравственного значения совершаемых действий, так и форме эмоциональных переживаний.

Совместимость групповая
Социально-психологический показатель сплоченности группы, отражающий возможность бесконфликтного общения и согласованности действий в процессе совместной деятельности.

Сознание
Форма отражения объективной действительности в психике человека, характеризующаяся тем, что в качестве опосредствующего, промежуточного фактора выступают элементы общественно-исторической практики, позволяющие строить объективные (общепринятые) картины мира. Исходный источник общественно-исторической практики — это совместно осуществляемый труд. В индивидуальном развитии отдельные составляющие труда последовательно присваиваются ребенком в совместной со взрослыми деятельности.

Социальная адаптация
Взаимодействие личности или социальной группы с социальной средой, в ходе которого согласуются требования и ожидания участников взаимодействия. Важнейшим компонентом социальной адаптации является согласование самооценок, притязаний и ожиданий субъекта с его возможностями и с реальностью социальной среды. Результатом успешной социальной адаптации является социально-психологическая компетентность. Цепь последовательных успешных результатов социальной адаптации обеспечивает социальное развитие, ведет к социальной зрелости Рассогласование требований и ожиданий социальной среды и субъекта ведет к дезадаптации и отклоняющемуся поведению.

Социальная психология
Раздел психологии, изучающий закономерности деятельности людей в условиях взаимодействия в социальных группах. Основными проблемами социальной психологии следующие: закономерности общения и взаимодействия людей, деятельность больших (нации, классы) и малых социальных групп, социализация личности и развитие социальных установок.

Социальная роль
Нормативно одобренный образ поведения, ожидаемый от человека, имеющего определенный социальный статус, то есть занимающего определенное место в конкретной социальной группе.

Социометрия
Один из методов диагностики межличностных отношений в малой группе (семье, рабочем, учебном, воинском коллективе). В простейшей модификации методики каждому обследуемому группы предлагается, отвечая на специальные вопросы, осуществить выбор наиболее предпочитаемых членов группы для различных сфер совместной деятельности. На основе совокупности ответов всех членов группы исследователь оценивает социальный статус каждого члена группы, структуру межличностных отношений (социометрической структуры), сплоченность группы и другие показатели. Результаты социометрии могут быть представлены в виде таблицы (социоматрица) или схемы (социограмма).

Специальная психология
Раздел психологии, посвященный изучению особенностей умственно отсталых детей, имеющих поражения коры головного мозга, детей с нарушением деятельности анализаторов, недоразвитием речи при сохранном слухе. Первичный дефект ведет к многочисленным вторичным изменениям в личности аномального ребенка. Основной задачей специальной психологии является формирование адекватной личности в условиях применения специальных методов и приемов воспитания и обучения, за счет которых происходит замещение и перестройка нарушенных функций.

Способности изобразительные
Система врожденных и выработанных операциональных качеств, обеспечивающих успешное художественное творчество. В структуре изобразительных способностей выделяют ведущие и опорные свойства. К ведущими относятся: художественное мышление и творческое воображение; способность к ярким зрительным образам; эмоциональность и эстетическое чувство; целеустремленность. К опорным свойствам относится сформированность сенсомоторных операций. Для проявления изобразительных способностей имеет значение не только умение передавать в изображении сходство с предметом, но и способность к дивергентному мышлению, быстрота научения, наличие эстетического чувства, волевые качества личности.

Способности учебные
Способности к научению. Определяются степенью реализации прогнозирования — стратегии наилучшей организации любых физических и психических процессов в организме. Отсюда, метод оценки степени реализации данной стратегии представляет собой универсальный метод оценки способности человека к любому виду научения.

Способность
Индивидуально-психологические особенности личности, необходимые для успешного выполнения той или иной деятельности. Способности не сводятся только к имеющимся у индивида знаниям, умениям и навыкам. Они обнаруживаются, прежде всего, в быстроте, точности и простоте приемов овладения динамичными, глубокими и прочными знаниями, умениями и навыками. Различают общие способности, необходимые для осуществления многих видов деятельности (например, интеллект), и специальные способности, необходимые для выполнения определенного вида деятельности (например, математические, художественные, музыкальные способности).

Статус социальный
Соотносительное положение (позиция) индивида или группы в социальной системе, определяемое по ряду признаков (экономических, профессиональных, этнических и др.), специфичных для данной системы. Характеризуется определенными правами и обязанностями личности. Социальный статус через социальную роль (динамический аспект) определяет поведение человека.

Стенические чувства
Положительные эмоциональные состояния, связанные с повышением уровня жизнедеятельности и характеризующиеся возникновением ощущений возбуждения, радостного волнения, подъема, бодрости. При этом дыхание становится более частым, глубоким и легким, активизируется работа сердца, в целом организм в физиологическом плане подготавливается к большим затратам энергии.

Стереотип поведения
Схематически стандартизованное, шаблонное поведение, основанное на предвзятых (в том числе и ложных), упрощенных представлениях о действительности. Данная модель поведения является результатом синтеза, основанного на предшествующем индивидуальном и усвоенном социальном опыте.

Страх
Состояние, которое возникает прежде всего в ситуациях, когда мотивация избегания не может быть реализована. Возникает, если индивид имеет побуждение и осознанную цель покинуть ситуацию, но продолжает в силу внешних причин оставаться в ней. В подобных условиях локальный страх может стать генерализованным. Как показано в экспериментах И.П. Павлова и Дж. Вольпе, на основе генерализованного страха происходит научение и страх приобретает форму личностной нелокализованной тревожности, или, связываясь с широким кругом более или менее случайных предметов или ситуаций, становится фобией. По Х. Айзенку, предпосылками возникновения тревожности выступают высокие показатели таких личностных факторов, как невротизм и интроверсия.

Стресс
Понятие, введенное Г. Селье в 1936 г. для обозначения состояния психического напряжения, обусловленного выполнением деятельности в особенно сложных условиях. В зависимости от выраженности стресс может оказывать на деятельность как положительное влияние, так и отрицательное (до ее полной дезорганизации).

Стрессоры
Внешние или внутренние воздействия, приводящие к возникновению стрессовых состояний. К ним могут относиться сильные физические и психические травмы, кровопотеря, мышечные нагрузки, инфекции.

Структура деятельности
Совокупность взаимосвязанных действий и операций, выполняемых человеком в процессе достижения определенной трудовой цели. Представления о структуре деятельности могут быть получены в процессе анализа деятельности. Результаты анализа используются для оценки того, какие качеств личности и в какой мере необходимы для осуществления данного вида деятельности.

Сублимация
Форма психологической защиты. Характеризуется тем, что при ее реализации энергия сексуального влечения преобразовывается в социально приемлемые формы активности, в частности в творческую активность.

Суггестия
Процесс внушения, после которого изменяется мышление, эмоции и поведение человека. Большей частью суггестия не замечается тем, кто подвергается внушению со стороны (гетеросуггестия) или со стороны самого себя (аутосуггестия, самовнушение).

Судебная психология
Отрасль юридической психологии, изучающая закономерности деятельности расследования, судебного рассмотрения и предупреждения преступлений. Основной задачей судебной психологии является выяснение того, какие свойства личности обусловливают успешную профессиональную деятельность судебно-следственных работников, и как они могут быть целенаправленно сформированы. В ее рамках рассматриваются вопросы оптимальных приемов взаимодействия юристов с другими участвующими в уголовном деле лицами, осуществления следственных и судебных действий (допроса, осмотра, очной ставки, обыска, опознания).

Суицид
Поведение, имеющее цель самоубийство. В большинстве случаев осуществляется как форма агрессии против собственного Я. Характерен прежде всего для психических больных, в значительно меньшей степени встречается у индивидов с пограничными расстройствами и психически здоровых. Наиболее типичным состоянием перед суицидом является депрессия, кроме того непосредственным стимулом обычно выступает конкретная стрессовая ситуация.

Психологические термины >> , 3,4,5,6,7,8,9

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s