Психологические термины 9

Т-группа
Форма психотерапии. Ориентирована на отработку чувствительности по отношению к своим мотивам и эмоциям, к мотивам других людей, к событиям социального взаимодействия, к групповой динамике. Основным психотерапевтическим приемом выступает групповой анализ, который производится участниками (10-15 человек), которые друг с другом не знакомы. Темы для обсуждения выбираются произвольно, главным является тщательный анализ собственного поведения и поведения других участников группы и свободное обсуждение их.

Тактильные ощущения
Форма кожной чувствительности, обусловленная работой двух видов рецепторов кожи: нервных сплетений, окружающих волосяные луковицы, и состоящих из клеток соединительной ткани капсул. Различный характер имеют ощущения, вызываемые прикосновением, давлением, вибрацией, действием фактуры и протяженности.

Талант
1.Выдающиеся природные способности, высокая степень одаренности.

2.Человек, обладающий выдающимися природными способностями, дарованием.

Творческие способности
Совокупность психических свойств, обеспечивающих творчество. Эти свойства характерны для творческой личности с оригинальным, нестандартным мышлением. К ним относят воображение, гибкость ума, дивергентное мышление, мотивации творчества и другие свойства.

Творчество
Деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не бывшее. Включенность в эту деятельность обеспечивает определенная совокупность свойств личности — творческие способности.

Темперамент
Устойчивое объединение индивидуальных особенностей личности, связанных с динамическими, а не содержательными аспектами деятельности. К свойствам темперамента относят индивидуальный темп и ритм психических процессов, степень устойчивости чувств, степень волевого усилия. Тип темперамента тесно связан с врожденными анатомо-физиологическими особенностями высшей нервной деятельности. Вместе с тем возможны определенные прижизненные изменения показателей темперамента, связанные с условиями воспитания, с перенесенными в раннем возрасте болезнями, особенностями питания, гигиеническими и общими условиями жизни.

Теория деятельности, разработанная А.Н. Леонтьевым
Реализация деятельностного подхода к анализу психологических феноменов. В качестве предмета анализа здесь рассматривается деятельность, поскольку сама психика не может быть отделена от порождающих и опосредствующих ее моментов деятельности, и сама психика является формой предметной деятельности. При решении вопроса о соотношении внешнепрактической деятельности и сознания, он исходил из того положения, что внутренний план сознания формируется в процессе свертывания изначально практических действий.

Теория деятельности, разработанная С.Л. Рубинштейном
Реализация деятельностного подхода к анализу психологических феноменов. В качестве предмета анализа здесь рассматривается психика через раскрытие ее существенных объективных связей и опосредствований, в частности через деятельность. При решении вопроса о соотношении внешнепрактической деятельности и сознания, он исходил из того положения, что нельзя считать ‘внутреннюю’ психическую деятельность как формирующуюся в результате свертывания ‘внешней’ практической.

Терпимость
Способность мириться с кем-либо, чем-либо, относиться снисходительно к кому-либо, чему-либо.

Тест
Система заданий, позволяющих измерить уровень развития определенного психологического качества личности. Обычно состоит из ряда относительно коротких испытаний, в качестве которых могут выступать различные задачи, вопросы, ситуации. Результаты измерения переводятся в нормированные значения на основе межиндивидуальных различий. Выделяют тесты интеллекта, способностей, личностные, а также тесты достижений, при помощи которых определяется уровень знаний, умений и навыков в конкретных учебных дисциплинах.

Тесты достижений
Тесты, служащие для выявления учебных или профессиональных знаний, умений и навыков, включающие в себя решение задач, имеющих учебное или профессиональное содержание. Их использование обосновано при отборе, аттестации, экзамене.

Тесты интеллекта
Тесты, служащие для определения уровня и особенностей интеллектуального развития индивида. При помощи подобных тестов могут диагностироваться как общий уровень интеллекта, выраженный количественным образом (Шкала Станфорд — Бине, Тест Р. Кеттела, Тест прогрессивных матриц Дж. Равена), так и особенные, достаточно независимые друг от друга интеллектуальные факторы (Шкала Д. Векслера, Тест Р. Амтхауэра).

Тесты личности
Тесты, служащие для определения выраженности мотивации, интересов, эмоций, отношений индивида, а также особенностей его поведения индивида в определенных ситуациях. По форме проведения выделяются проективные тесты, личностные опросники и ситуационные тесты.

Тип
Образец, которому соответствует известная группа объектов, процессов. Например разряд, категория людей, объединенных какими-либо характерными чертами (физическими, психическими, духовными, социальными, профессиональными), а также представитель такой группы.

Толерантность
Свойство личности непредвзято оценивать людей, события и явления, отмечая при этом как положительные, так и отрицательные их черты.

Транссексуализм
Устойчивое следование полоролевым стереотипам поведения, противоположным биологическому полу. Связан с убежденность в неадекватности своего пола по ‘паспорту’ и с желанием принадлежать к противоположному полу. Для исправления своего пола используются различные приемы, от выбора себе другого, соответствующее противоположному полу, имени до хирургических операций.

Тревога
Отрицательные эмоциональные переживания, обусловленные ожиданием чего-то опасного, имеющие диффузный характер, не связанные с конкретными событиями. При наличии тревоги на физиологическом уровне фиксируются учащение дыхания, усиление сердцебиения, увеличение кровотока, повышение артериального давления, возрастание общей возбудимости, снижение порога чувствительности.

Тревожность
Склонность индивида к переживанию тревоги. Тревожность характеризуется более низким порогом воздействия неопределенности будущего. Показатель индивидуальных различий, свойство (темперамента) личности.

Убеждения
Представления о нормативном поведении, ставшие внутренней мотивации. О степени соответствия реального поведения декларируемым убеждениям можно судить лишь при столкновении человека серьезными препятствиями.

Удовлетворенность
Эмоция, проявляющаяся при достижении цели (например, удовлетворенность выбором профессии, результатами труда).

Узнавание
Опознание, как уже известного, объекта, который находится в центре актуального восприятия. Этот процесс основан на сличении воспринимаемых признаков с соответствующими следами памяти, которые выступают в качестве эталонов опознавательных признаков воспринимаемого предмета. Выделяют индивидуальное узнавание предмета, как повторное восприятие именно данного предмета, и родовое, когда вновь воспринимаемый предмет может быть отнесен к какому-то классу предметов.

Умение
Освоенный субъектом способ выполнения действия, обеспечиваемый совокупностью приобретенных знаний и навыков. Умения формируются путем упражнений и создают возможность выполнения действия не только в привычных, но и в изменившихся условиях.

Умственный возраст
Понятие, введенное А. Бине и Т. Симоном в 1908 г. для характеристики интеллектуального развития индивида на основе его сравнения с уровнем интеллекта других людей того же возраста. Количественно выражается как возраст, в котором — по среднестатистическим данным — решаются те тестовые задания, которые доступны данному индивиду. В 1912 г. В. Штерн предложил простую формулу для определения коэффициента интеллекта (IQ) как отношения умственного возраста к хронологическому.

Управление
Организация структуры системы и/или процессов в системе, предназначенная для достижения определенной цели. Управление осуществляется во всех живых системах. Частными случаями управления являются регулирование (регуляция) и координация.

Упражнение
Повторное выполнение действия с целью его усвоения. В процессе учения упражнения обеспечивают первоначальное уяснение содержания действия и его предварительное закрепление. В итоге это приводит к полному овладению действием и превращению его в умение или навык.

Уровень притязаний
Характеризует выбор субъектом цели очередного действия, формирующейся в результате переживания успеха или неуспеха ряда прошлых действий. Другое значение — желаемый уровень самооценки личности.

Усталость
Ощущение слабости, упадка сил от усиленной деятельности, напряжения. Усталость является предвестником или признаком утомления.

Утомление
Один из видов экстремального состояния организма человека, развивающегося в результате длительной и/или интенсивной деятельности или напряжения (физического, интеллектуального, эмоционального). Предвестником и сопровождающим утомление признаком является чувство усталости. Утомление характеризуется неоптимальным управлением в системах, обеспечивающих деятельность (снижение их быстродействия, точности, адаптационных возможностей), результатом чего является утрата эффективности деятельности. Утомление, как и любое экстремальное состояние, в зависимости от ряда условий может переходить как в область нормальных, так и в область патологических состояний.

Фанатизм
Непоколебимая и отвергающая альтернативы приверженность индивида определенным убеждениям, которая находит выражение в его деятельности и общении. Для фанатиков характерна повышенная эмоциональность, некритическое отношение к любой информации, подтверждающей их взгляды, неприятие критики, даже доброжелательной.

Фантомный образ
Иллюзорное ощущение в ампутированной части тела. Характеризуется возникновением навязчивых ощущений зуда, боли, анемии, субъективно локализованных в удаленной конечности. Эти эффекты могут быть временными, существующими только в послеоперационный период, когда происходит дегенерация соответствующих нервных волокон, и хроническими, обусловленными образованием инкапсулированных рецепторов на месте перерезки нервных волокон.

Феноменология
Методологическая позиция. Описывает формы психологической структуры без ее разрушения и без экспериментального анализа. Мир существует в форме индивидуального знания. Здесь находит соединение экзистенциальная психология, с одной стороны, и гештальтпсихология, с другой. В диагностике личности этот подход реализуется прежде всего при использовании проективных методик, в которых должно быть зафиксировано индивидуальное своеобразие видения мира.

Фенотип
Актуально существующая совокупность всех признаков и свойств особи, сформировавшихся в процессе взаимодействия ее генетической структуры (генотипа) со средой существования особи. В фенотипе не реализуются все без исключения генетические возможности, он является лишь вероятностным частным случаем реализации генотипа в конкретных условиях вероятностной среды. Поэтому даже между однояйцевыми (истинными) близнецами, имеющими полностью идентичные генотипы, можно выявить заметные фенотипические различия. Однозначного соответствия между генотипом и фенотипом нет: изменения генотипа не всегда сопровождаются изменениями фенотипа, а изменения фенотипа не обязательно связаны с изменениями генотипа.

Физиогномика
Учение о якобы однозначной связи между внешним обликом человека и его принадлежностью к определенному типу личности, благодаря чему по внешним признакам могут быть установлены психологические характеристики этого типа.

Фиксация
Непрекращающаяся ориентация в переживаниях, мыслях и действиях на перенесенную в прошлом психическую травму, которая не позволяет человеку адекватно отражать настоящее.

Флегматик
Тип темперамента в классификации Гиппократа. Человека флегматического темперамента можно охарактеризовать как медлительного, невозмутимого с устойчивыми стремлениями и более или менее постоянным настроением, со слабым внешним выражением душевных состояний.

Фобия
Непреодолимый навязчивый страх перед каким-либо предметом или явлением. Фобии могут быть как «житейскими» (страх смерти, страх болезни), так и нелогичными (страх закрытых или открытых пространств). Причиной фобий обычно является неосознанный конфликт между желанием и нравственными запретами.

Характер
Индивидуальная, достаточно устойчивая система привычных способов поведения человека в определенных условиях. В формировании характера человека ведущую роль играют формы социальных взаимоотношений. Поэтому при известной вариативности черт характера, обусловленных наследственностью и личным опытом разрешения жизненных проблем, характер людей, живущих в похожих общественных условиях, имеет много похожих черт.

Характеристика
Процесс или результат описания отличительных свойств, черт объекта или процесса.

Харизматическая личность
Феномен социального восприятия и взаимодействия. Характеризуется тем, что индивид, действующий на политической или религиозной арене, наделяется необыкновенными качествами (могущество, беззаветное служение человечеству или идее, удачливость и т.д.), которые в определенной степени переносятся на последователей его дела. Харизматической личности приписываются все достижения группы или ее членов, а неудачи интерпретируются как временная остановка на пути. Особенно часто этот феномен возникает на переломах исторического развития, когда определенные социальные группы осознают необходимость прихода ‘избавителя’.

Холерик
Тип темперамента в классификации Гиппократа. Человека холерического темперамента можно охарактеризовать как быстрого, порывистого, способного отдаваться делу со страстностью, но не уравновешенного, склонного к бурным эмоциональным вспышкам и резким сменам настроения.

Холистический подход
Целостный подход, отвергающий отвлеченные начала.

Целенаправленность
Свойство, выражающееся в стремлении к определенной цели, подчиненность (мыслей, действий) определенной цели.

Целеобразование
Процесс порождения новых целей в деятельности человека, одно из проявлений мышления. Существует ряд механизмов целеобразования: превращение полученного требования в индивидуальную цель, выбор одного из имеющихся требований, превращение побочных результатов действия в цель и т. д.

Целостность восприятия
Свойство восприятия. Характеризуется тем, что отдельные признаки какого-либо объекта, которые актуально не воспринимаются, все же оказываются интегрированными в целостный образ этого объекта. Этот эффект основан на вероятностном прогнозировании динамики объекта окружающего мира.

Ценности
Существенно важные, значимые для духовной жизни индивида, общества предметы и явления. Предельная, идеальная ориентация знаний, интересов и предпочтений различных общественных групп и личностей (добро, истина, красота, допустимое, справедливое и т.д. Личностные ценности отражаются в сознании в виде ценностных ориентаций, которые включают в себя также широкий круг социальных ценностей, признаваемых личностью, но не всегда принимаемых ею в качестве собственных целей и принципов. В структуре зрелой личности ценности определяют перспективные стратегические жизненные цели и мотивы жизнедеятельности.

Ценностные ориентации
Важнейшие элементы внутренней структуры личности, закрепленные жизненным опытом индивида, всей совокупностью его переживаний и отграничивающие значимое, существенное для данного человека от незначимого, несущественного. Образует своего рода ось сознания, обеспечивающую устойчивость личности, преемственность определенного типа поведения и деятельности, выраженную в направленности потребностей и интересов. Основное содержание ценностных ориентаций — нравственные убеждения и принципы поведения человека. Ценностные ориентации действуют как на уровне сознания, так и на уровне подсознания, определяя направленность волевых усилий, внимания, интеллекта.

Человек-оператор
Человек, трудовая деятельность которого заключается во взаимодействии с органами управления каким-либо процессом на основе его информационной модели.

Черта личности
Внутренняя устойчивая предрасположенность субъекта к определенному поведению, складывающаяся либо в силу наличия определенных потребностей, мотивов или интересов (мотивационные черты), либо в силу наличия определенных склонности (установок, привычек) — стилевых особенностей поведения (стилевыx черт). В самом общем смысле понятие ‘черта личности’ сближается с универсальным понятием «психическое свойство», но используется для обозначения более глобальных (проявляющихся в широком классе ситуация) и устойчивых особенностей поведения. При описании и оценке черт личности традиционно реже используются социокультурные нормативы, чем при описании и оценке способностей.

Чувства
Эмоциональные переживания человека, в которых отражается устойчивое отношение индивида к определенным предметам или процессам окружающего мира.

Чувственное отражение
Познавательный процесс, в результате которого строится образ конкретного предмета, на который направлена деятельность.

Чувствительность
Способность живого организма активно реагировать на раздражения. Принято выделять абсолютную и дифференциальную чувствительность.

Шкала диагностическая
Количественное значение, обозначающее определенную степень выраженности измеряемого или диагностируемого свойства. На практике часто обозначают термином «шкалы» наглядно представленные испытуемому градации оценок (в числовой, словесной или графической форме).

Шкала зрелости профессиональных установок
Опросник профессиональных установок, автор Дж.О. Крайтс. Состоит из 50 пунктов. По своей структуре ориентирован на выявление 5 типов установок, таких как: уверенность и решительность в профессиональном выборе — нерешительность; беззаботность и материальная обеспеченность — эгоцентризм и материальные интересы; самостоятельность и активность — зависимость; реализм и готовность к компромиссам — социальный престиж; информированность и рациональность — боязнь. Эти установки репрезентируются отдельными шкалами, которые объединяются в интегративной шкале зрелости профессиональных установок.

Шкала лжи
Специальная шкала, с помощью которой выявляют уровень социальной желательности в ответах данного испытуемого на тест-ОПРОСНИК. Позволяет отбраковывать недостоверные протоколы.

Шкалы развития
Формализованные схемы анализа материалов наблюдений и обследований, позволяющие сделать общий вывод об уровне развития ребенка, а также судить о неравномерности развития различных сторон познавательной и личностно-эмоциональной сферы. Применяются главным образом в работе с дошкольниками.

Эгоизм
1.Жизненный принцип, целиком основывающийся на мотивах себялюбия, своекорыстии, собственной пользы, выгоды, на предпочтении своих интересов интересам других людей. 2.Соответствующее качество личности.
3.Поведение, в котором воплощается описанный выше принцип. Противоположный принцип, качество и поведение — альтруизм.

Эйдетизм
Способность к воспроизведению в плане представлений предметов со всеми их деталями.

Экзистенциальная психология
Психологическое направление, основанное на принципах гуманистической психологии и исходящее из первичности бытия человека, с которым органически связаны базовые экзистенциальные проблемы, стресс и тревога. Ее представителями являются Л. Бинсвангер, М. Босс, Е. Минковски, Р. Мэй, В. Франкл, Дж. Бугенталь. Здесь выделяется следующий ряд проблем: жизни и смерти; свободы и ответственности; общения и одиночества: смысла и бессмысленности существования. Вместе с тем, считается, что конкретный человек имеет уникальный личный опыт, которые не может быть сведен к универсальным правилам.

Эксперимент
Исследовательская стратегия, в которой осуществляется целенаправленное наблюдение за каким-либо процессом в условиях регламентированного изменения отдельных характеристик условий его протекания. При этом происходит проверка гипотезы. Принято выделять два вида эксперимента — естественный, участники которого не знают о своей роли испытуемых, и лабораторный, который обычно проводится в специально оборудованных помещениях и на испытуемых, которые сознательно участвуют в эксперименте, хотя могут и не знать об истинном назначении эксперимента.

Эксперт
Опытный специалист, способный быстро давать точные оценки для объектов и ситуаций в определенной области профессиональной деятельности, а также советы по принятию решений для лиц, ответственных за принятие решений. В области психодиагностики очень многие процедуры и методы требуют наличия у психодиагноста высочайшей квалификации — на уровне эксперта. Это прежде всего клинические методы. В психодиагностике также распространены экспертные оценки. Экспертной квалификации в меньшей степени требуют от психолога-диагноста измерительные методы, или тесты.

Экспрессивная речь
Процесс порождения речевого высказывания, представленного в устной или письменной форме. Начало этого процесса лежит в формировании общего замысла, затем строится внутренняя речь, переводимая затем в собственно внешнюю речь.

Экстериоризация
Реализация последовательности: план — модель — программа — действия. Переход действий из внутренней, свернутой формы в развернутую форму — внешнее проявление.

Экстремальное состояние
Все физические и психические состояния можно разделить на три категории: нормальные состояния, патологические состояния и занимающие промежуточное положение между ними -экстремальные (пограничные) состояния. Нормальное состояние соответствует физическому и психическому здоровью, патологическое состояние соответствует болезни. Экстремальное состояние — потенциальная болезнь, предболезнь. Форма проявления экстремальных состояний зависит от характера фактора, вызывающего или обусловливающего экстремального состояние, физических и психических особенностей реагирующего на эти факторы организма, социальных условий деятельности человека. Примером экстремального состояния является утомление.

Эмоции
Состояния, связанные с оценкой значимости для индивида действующих на него факторов и выражающиеся прежде всего в форме непосредственных переживаний удовлетворения или неудовлетворения его актуальных потребностей. Являются одним из главных регуляторов деятельности. Базовой форма эмоций выступает эмоциональный тон ощущений, представляющий собой генетически обусловленные переживания гедонического знака, сопровождающие жизненно важные впечатления, например, вкусовые, температурные, болевые. Другой формой эмоций являются аффекты, представляющие очень сильные эмоциональные переживания, связанные с активным поведением по разрешению экстремальной ситуации.

Эмоциональные состояния
Психические состояния, которые возникают в процессе жизнедеятельности субъекта и определяют не только уровень информационно-энергетического обмена (как функциональные состояния), но и направленность поведения. Так, например, агрессивно-оборонительное поведение провоцируется эмоцией гнева или активизирующего страха, а пассивно-оборонительное поведение — эмоцией огорчения или парализующего страха. Эмоция веселого любопытства стимулирует ориентировочно-исследовательскую деятельность и является наиболее адекватным эмоциональным фоном для развития познавательных мотивов и интересов и т.д.

Эмоциональный тон ощущений
Переживания позитивного знака. Сопровождает жизненно важные ощущения, например, вкусовые, температурные, болевые. Представляет собой наиболее раннюю стадию развития эмоций в филогенезе.

Эмпатия
Способность человека к параллельному переживанию тех эмоций, которые возникают у другого человека в процессе общения с ним.

Этноцентризм
Феномен социальной психологии. Убежденность в превосходстве собственной этнической или культурной группы (расы, народа, класса). На этой основе развивается пренебрежение к представителям других социальных групп.

Этология
Наука о биологических основах поведения животных. Занимается, главным образом, анализом генетически обусловленных (инстинктивных) компонентов поведения и проблемами их эволюции. Основной метод этологии — длительные наблюдения за поведением животных в естественной среде с последующей проверкой возникающих гипотез в лабораторном эксперименте.

Эффект края
Феномен восприятия. Характеризуется более лучшим восприятием и запоминанием начала и конца поступающей информации.

Эффект ореола
Тенденция позволять общему впечатлению от человека или одной конкретной необычной черте влиять на окончательное суждение об этом человеке.

Эхоическая память
Сенсорная копия информации, предъявленной наблюдателю на слух на короткое время (около 1 с). В силу эффекта модальности отличаемся от аналогичной ей иконической памяти большей длительностью хранения. Обеспечивает интеграцию в образ последовательно поступающей акустической информации.
Психологические термины >> , 3,4,5,6,7,8,9

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s