В поисках своего «Я»

Своему названию гештальт-направление обязано одноименному немецкому слову, обозначающему в переводе «образ», «форма». Его отец, немецкий психолог Фредерик Перлз соединил в своем детище идеи психоанализа с восточными представлениями. Например, он разделял положение дзэн-буддизма о том, что саморазвитие человека связано с полным переживанием каждого момента жизни. И считал, что личностный рост можно достичь, обращая внимание на происходящее здесь и сейчас, а не страдая о прошлом и не боясь будущего. Таким образом, исследовав свои эмоции и ощущения, мысли и фантазии, которые возникают при контакте с окружающим миром, человек может лучше осознать свои насущные потребности. Следовательно, может и понять, есть ли у него возможность их реализовать и как лучше это сделать.

КОРЕНЬ БЕД — В НЕЗАВЕРШЕННОСТИ. Согласно гештальт-терапии, причина невротических расстройств — в незавершенности жизненных ситуаций (т.н. «гештальтов») в нашем сознании. Это заставляет человека жить не «здесь и сейчас», а возвращаться в прошлое или уходить в мир фантазий, влияет на его самоощущение и поведение, становится препятствием на пути личностного роста, мешает принятию новых решений. При общении с человеком гештальт-терапевт находит эти незавершенности и предлагает опять проиграть их, для того, чтобы завершить, «закрыть» их: только таким образом вы сможете двигаться дальше на пути развития собственного «Я». Надеемся, наш мастер-класс поможет вам в этом.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ: ПОЗНАКОМЬТЕСЬ С СОБОЙ

Для развития своего «я» существует целый комплекс разнообразных словесных и практических методов, в которых используется весь спектр человеческих проявлений: чувства и эмоции, фантазии и воображение, сны и творческие способности, речь и телесные реакции. Это и упражнения на проговаривание (вербализацию), и групповые игры, и дыхательные упражнения, и работа со снами, и многое другое. Освоить их можно, работая с гештальт-терапевтом, но попробовать что из себя представляют некоторые из них можно и самому. Противопоказаний для их выполнения нет. Условие — практиковать их ежедневно, без напряжения, играя, сделав их частью своего образа жизни.

Что говорит внутренний голос. Идя по улице, попробуйте прислушаться к своей внутренней речи. Если особо ни о чем не думается, начните упражнение, к примеру, так: «Сейчас я слушаю себя. Не знаю, о чем думать. Чего он так посмотрел? Я опять не так выгляжу. Чего я не глянул на себя в зеркало перед выходом? Все, не хочу ни о чем думать, я устал».

Неважно, что именно вы будете думать («насиловать» разум — ошибка), главное — как вы будете проговаривать свои мысли. Отмечайте тембр своего внутреннего голоса — какой у него эмоциональный тон? Звучит ли он по-детски? Повторяете ли вы мысль после того, как она уже стала понятна? Зачем? Вы придираетесь или ворчите? Льстите? Не поворачиваете ли фразы так, будто что-то скрываете — сами не знаете что? Стараетесь произвести впечатление? Или вам нравится, как слова текут, цепляясь друг за друга?

Что это даст? Если вы хорошо научитесь анализировать и контролировать внутреннюю озвучку своих мыслей, то автоматически научитесь и выбрасывать из головы мыслительный «мусор», находить собственные оценки событиям, четче осознавать себя.

Диктофон в помощь. Запишите себя на диктофон, минут 10—15. Можно читать стихи, можно записать свое общение в компании. Скорее всего, вам не понравится, что вы услышите — ни свой голос, ни то, как вы строите фразы и эмоционально их окрашиваете, ни длительность пауз и перебивание собеседников. Проанализируйте свои ошибки, поработайте с голосом, используя тот же диктофон, добейтесь идеального звучания. Если надо — подключите врача-фониатра (ЛОР, специализирующийся на постановке голоса), психолога.

Что это даст? Практикуя звукозапись, вы научитесь точнее, богаче выражать то, что думаете.

Нравится — не нравится. Вы ожидаете транспорт на остановке или ждете человека. Остановитесь и дайте своему вниманию пассивно, без напряжения переходить от объекта к объекту. Каждый раз, когда в поле зрения фиксируется объект, выражайте свое отношение к нему (можно про себя, можно вслух): «мне это нравится» или «мне это не нравится». Через 2—3 занятия усложните упражнение, добавляя к «нравится — не нравится» ответ «потому что…»

Что это даст? Вы поймете, к чему относитесь отрицательно и положительно и создадите свои собственные критерии оценивания.

Вспомнить все. Наверняка вы некоторое время назад были в гостях. Вспомните, когда это было, какая погода была за окном, кто там был, на чем вы сидели, какого цвета был диван, какой на вкус был чай — крепкий, с сахаром или без, какая музыка звучала и т.п. Не пытайтесь искать что-то, просто смотрите, что появится. Рассматривайте образы так, будто они находятся перед вами.

Что это даст? Это упражнение даст ответ на вопрос, что из пережитого вас «цепляет», что — нет. Поняв это, вы лучше поймете, что для вас на самом деле важно, что — нет.

Сыграйте «в темную». Сядьте в удобную позу так, чтобы голова ни на что не опиралась. Закройте глаза и попробуйте почувствовать свое лицо изнутри. В какой части возникает напряжение? Обнаружив эту зону, не расслабляйтесь, а попробуйте ответить — с чем это связано? Какое это чувство, эмоция?

Что это даст? Поскольку мышцы лица тесно связаны с эмоциями и чувствами, то, прочувствовав свое лицо, вы научитесь лучше владеть им и сможете, сняв мышечный зажим, снять и определенный психологический блок.

«ЗАПОВЕДИ» ГЕШТАЛЬТИСТА

Суть гештальт-мировоззрения емко сформулировал один из основателей этого психотерапевтического направления — немецкий психолог Фредерик Перлз:

«Я делаю свое дело, а ты делаешь свое дело. Я живу в этом мире не для того, чтобы соответствовать твоим ожиданиям. И ты живешь в этом мире не для того, чтобы соответствовать моим ожиданиям. Ты — это ты. А я — это я». То есть нужно позволить себе быть собой, а другому человеку — быть собой. Не сравнивать себя с другими людьми, не осуждать.

МНЕНИЕ

Гештальт-психотерапию практикуют в мире уже больше 50 лет. Опыт работы, накопленный за это время, показывает, что в большинстве случаев она способна эффективно избавлять человека от внутренних проблем и неврозов. Единственные, кому она не помогает, — людям в состоянии психоза. У них нарушено восприятие времени и пространства. В этом случае помогут только психиатры.

С какими проблемами можно работать в гештальт-терапии:

страхи
чувство одиночества
конфликтные ситуации
эмоциональные зависимости
горе
утрата
кризисные состояния
пост-травматический стресс
взаимоотношения с противоположным полом
детско-родительские отношения

Каждый человек появляется в твоей жизни, все события, которые с тобой происходят — это все случается с тобой потому, что это ты притянул их сюда.
И то, что ты сделаешь со всем этим дальше, ты выбираешь сам.

Как уже упоминалось в разделе об истории гештальт-терапии, теория ее была заимствована Ф. Перлзом из развивавшихся в то время философских и психологических направлений.

В ее основу были положены следующие положения [8, 9]:

Природа человека
Необходимость признать наши первичные условия существования, а также «приливы» и «отливы» естественных импульсов.

Поле «организм-среда»
Сущностью этого поля «организм-среда» является целостность.
Это не просто Мир, а мир, который создает человек.

Саморегуляция
Из понятия поля «организм-среда» следует, что организм «человека-животного» способен к саморегуляции. И контакт между организмом и окружающей средой — «первичная простейшая реальность» [8].

Контакт и граница контакта
Сюда можно отнести те разнообразные способы, какими физиологические механизмы действуют на то, что не физиологично ( окружающая среда), т.е. становятся психологическими в процессе контакта.
Контакт по мнению гештальтистов всегда предполагает наличие внешнего объекта.
Любой контакт — это творческое приспособление организма к окружающей среде, с помощью которой он устанавливает свое отличие, и, ассимилируя ее, тем самым поддерживает ее отличие.

Творческое приспособление
Творческое приспособление — процесс взаимодействия потребностей организма с возможностями окружающей среды. Творчество здесь необходимо для принятия новых решений, создания новых конфигураций, исходя из тех средств, которые в данный момент предоставляются окружающей средой.

Доминантность гештальта
Фигуру, выделяющуюся из фона (окружающей среды), и остающуюся с ним связанной, мы называем Гештальтом. Цель гештальт-терапии — сопровождать и восстанавливать нашу способность управлять фигурами, строить фигуры в адекватной связи с фоном.

Осознание
«Awareness» — немедленное осознание, такая форма осознания, которая является одновременно и двигательной, и сенсорной, т.е. интегрирующая совокупность всех показателей поля. Терапевт помогает человеку восстановить непрерывность сознавания от минуты к минуте.

Построение — разрушение гештальтов.
Построение — разрушение гештальтов («цикл контакта») процесс постоянный. Утолив голод, человек начинает удовлетворять свои потребности в безопасности, здоровье, любви, карьерном росте и т.д. Личность, находящаяся в затруднительном положении, утратила способность к построению и разрушению гештальтов. Как пример можно привести стереотипы, навязанные нам социальной средой, семьей, культурой, «так должно быть».

Цикл контакта состоит из 4-х фаз: предконтакта, контактирования, финального контакта, постконтакта.

На стадии предконтакта выясняются потребности человека, т.е. основная фигура, с которой будет работать клиент (наиболее актуальная потребность организма, суть ситуации).

При контактировании человек, используя возникшее возбуждение (т.к. актуальная ситуация несет в себе много энергии), может обратиться к окружающей среде для получения возможности удовлетворить свои потребности, т.е. экспериментирует. На этой стадии происходит сознательный выбор «мне это подходит», «нет, это не мой путь».

При финальном контакте происходит принятие человеком новой выбранной фигуры, т.е. человек и избранный объект становятся на какое-то мгновение неразделимыми.

На стадии постконтакта происходит ассимиляция полученного нового опыта. Актуальная фигура утрачивает свою энергию и становится неактуальной.

Основные принципы гештальт-терапии
Эти принципы определяют эффективность терапевтической работы:

«Здесь и теперь»
Наиболее значимым является то, что происходит здесь и теперь.

«Осознавание отношений терапевт-клиент»
В отношениях с терапевтом клиент ведет себя так, как он ведет себя в обычной жизни, и взаимодействует так же, как и с другими людьми.

«Разделение ответственности за изменения»
Очень важно, когда клиент осознает, что он сам «хозяин» своих проблем, и только он может их преодолеть.

«Баланс фрустрации и поддержки»
И, хотя терапевт создает для клиента максимально безопасную ситуацию и оказывает ему постоянно поддержку, достаточную для проявления новых форм поведения, он также «чинит препятствия» ( фрустрирует клиента) при попытках действовать тем же «старым», «изжившим себя» способом.

«Работа с сопротивлениями» т.е. механизмами прерывания человеком контакта или механизм избегания контактирования с травмирующими ситуациями.

«Работа с функциями «self»
Понятие «self» ввел П. Гудмен, определив его «как непрерывный процесс творческой адаптации человека к своей внутренней среде и окружающему миру» .
Под «self» понимается не просто «бытие» человека, а его «бытие-в-мире», которое изменяется в зависимости от возникающих ситуаций, т.е. индивидуальный способ проявления в контакте с окружающей средой, который «является действующей силой контакта с настоящим, в котором происходит наше творческое приспособление» (Д. Латнер).

«Self» имеет три функции id, ego, personality.

Функция id связана с внутренними жизненно важными потребностями человека, и в особенности, с их телесными проявлениями. Нарушение этой функции приводит к психозу, когда человек не ощущает холода, т.к. нарушены его ощущения — «датчики», с помощью которых он получает информацию об окружающей среде.

Функция ego — активная функция выбора или сознательного отказа. Нарушения этой функции проявляется в возникновении механизмов защиты или сопротивления, что приводит в неправильному выбору в разных ситуациях.
Невроз является следствием нарушения функции ego.

Основные виды сопротивления:

Конфлюэнция — слияние. Это состояние близкое к слиянию матери и грудного ребенка, влюбленных, существование «как одно целое». В состоянии слияния человеку трудно сформировать свои потребности и понять, что для него лично актуально в данный момент.
Проекция — субъект склонен приписывать свои ощущения, эмоции, проблемы, мысли окружающей среде. Я не злюсь, это все вокруг злятся на меня.

Интроекция — мысли, представления, принципы, высказывания других «заглатываются» без самостоятельной переработки и «примеривания» на себя, т.е. принимаются «на веру». «Я должен», «нужно», » так полагается», «нельзя»…

Ретрофлексия — тенденция делать себе самому то, что хотелось бы сделать другим, или получить от других. Результатом ретрофлексии являются соматические болезни.

Функция personality — представление субъекта о самом себе, его собственный образ самого себя. Нарушение функции личности также приводит к неврозу.

Может быть, кого-то заинтересует это направление терапии для дальнейшего изучения, или избавит от иллюзий, о том, что все сделает за Вас терапевт. Терапия — это процесс глубинной внутренней работы. И, выбрав какое то направление, мне кажется важным иметь хоть малейшее представление о том, с какими понятиями приходится соприкасаться. Многие клиенты вообще не имеют представление, как «работает» гештальт-терапия, но это совершенно не мешает им избавляться от своих проблем.

Лично я получила огромное удовольствие от того, что, пытаясь изложить Вам основные принципы этого направления, сама по-новому осмыслила их, ведь для меня гештальт — процесс непрерывного изменения, нового восприятия мира в каждую минуту жизни.

Реклама